Еще пару слов об аукционах
Греют, греют душу отчеты с аукционов! Какие суммы! Думается: Эх! Был бы у меня какой-нибудь Моне или Пикассо. А еще кто-то вспомнит, как один актер купил по пьяни картину за 2 миллиона фунтов а через 6 лет продал за 13 миллионов, наварив за 6 лет 11 миллионов фунтов этих загадочных, но таких милых, стерлингов. А это целых 5000 тонн этих самых стерлингов — целый железнодорожный состав. Шучу, шучу, конечно. Фунт-то стерлингов он не метрический, не 453 грамма, он тауэрский — всего 350 грамм. Кому все-таки интересно, стерлинг — серебряная монетка имевшая хождение на Островах в 13-14 веках. Вот 350 грамм таких монеток и был тогда фунт стерлингов.
Но возвращаясь к нашему Хью. Кто-то подумает, осмелюсь предположить не все: А вот знал бы тогда, сам купил. А может сейчас что-то такое прикупить и срубить через пяток лет 10 лимонов фунтов. И начнет прикидывать, сколько же это будет в таких понятных зеленых американских. Не лезьте в интернет за курсом, сразу подскажу — это порядка 17 лимонов.
Собственно, к чему это я? А это я к небольшому исследованию по инвестициям в искусство. Будем считать выше написанное небольшим эпиграфом.
Насколько успешны арт-инвестиции?
Когда читаешь отчеты с аукционов, кажется, что инвестиции в искусство чуть ли не по определению успешны. А если речь идет о работах Пикассо, Климта, Сезанна, Ван Гога, Моне, наконец, то можно смело рассчитывать на огромные, фантастические проценты. Конечно, рассчитывать на прибыль можно. Но необходимо помнить и о том, что бывают провалы. И их не так уж мало. Давайте взглянем на статистику повторных продаж от Art Market Research.
Сначала о выдающихся успехах:
17 июля 2009 года в Париже на торгах аукционного дома J.J. Mathias, Baron Ribeyre & Associes, E. Farrando за 2 560 000 Евро (3 156 500 долларов) была продана скульптура Огюста Родена «Мыслитель». Это одна из более, чем 20-ти авторских копий (или повторений), существующих в разных размерах и материалах (гипсе и бронзе). Кстати, одна из таких работ (38-ми сантиметровая бронзовая) была продана на Sothiby’s в феврале за 4 114 500 фунтов (6 890 000 долларов). Эта же была тоже бронзовая, но побольше — 72.5 см. И менее, чем через год 5 мая 2010 года уже на Sotheby’s в Нью-Йорке она же была продана за 11 842 500 долларов. 1.5% (177 700 долларов), как водится взял себе аукционный дом. Таким образом бывший владелец получил «на руки» 11 664 800 долларов. Таким образом за 10 месяцев владения он получил чистую прибыль 8 508 300 долларов. Если прикинуть соответствующий процент роста, то получим 14% в месяц или 168% годовых. Фантастический рост. Это лидер в процентном росте, если брать аукционных «грандов» (есть работа, которая за 2 года взлетела с 15 тысяч долларов до 3.7 миллиона).
Что касается абсолютного прироста, то здесь лидеры следующие:
- Christie’s, Нью-Йорк. 15 ноября 2000 года. «Портрет Джорджа Дайера» кисти Джорджа Бэкона уходит за 6 606 000 долларов. Спустя 13 с лишним лет 13 февраля 2014 года на том же Christie’s в Лондоне портрет берет 42 194 500 фунтов (70 042 870 долларов). Владелец получает 62 386 230 долларов чистой прибыли. Правда, за 13 лет это около 19% годовых. Правда, ни один банк такого процента не даст.
- Абстракционистское полотно Джексона Поллока «Номер 19» 4 мая 1993 года на нью-йоркском Christie’s была продана за 2 422 500 долларов. Через 20 лет 15 мая 2013 года, опять же, на Christie’s В Нью-Йорке оно было продано за 58 363 750 долларов. Владелец, таким образом, получил приблизительно 55 065 800 долларов.
- Амадео Мадильяни. «Обнаженная, сидящая на диване (Прекрасная римлянка)». Sotheby’s. Нью-Йорк. 11 ноября 1999 года. Картина продана за 16 777 500 долларов. Sotheby’s. Нью-Йорк. 02 ноября 1999 года. Спустя 11 лет картина продана за 68 962 500 долларов. Чистая прибыль приблизительно 51 150 500 долларов.
Необходимо отметить, что ждать такую прибыль приходится долгие годы. Все работы, входящие в 30-ку самых успешных (по абсолютной величине), принесшие владельцам от 21 до 62 миллионов чистой прибыли, пробыли у владельцев от 8 до 26 лет. Так, что для получения таких прибылей необходимо запастись изрядным терпением.
И еще одно наблюдение. Среди этих 30 работ из классических импрессионистов только 3 работы Клода Моне (15,22,26 места) и одна работа Эдгара Дега (28 место). Пабло Пикассо присутствует в списке 3 раза (9,11,19 места). А наибольшее количество работ в этом списке принадлежат послевоенным работам (Энди Уорхол, Марк Рутко и др.). Возможно, это связано с тем, что все работы мастеров импрессионизма уже нашли своих постоянных хозяев. Причем, большинство осело в музеях.
Ну а теперь о грустном…
Не буду здесь приводить примеры в годовых процентах, перейду сразу к абсолютным потерям.
- Пабло Пикассо. 1998 год. Картина «Зеркало» (Le miroir) продана за 18.2 миллионов долларов через 5 лет после покупки за 26.4 миллионов. Потеря 8.5 миллионов.
- Огуст Ренуар. 1998 год. Картина «Габриэль, украшающая голову» (Gabrielle а sa coiffure) продана за 3.1 миллиона через 8 лет после покупки за 9.68 миллионов. Потеря 6.6 миллионов.
- Огуст Ренуар. 2004 год. Картина «Юная купальщица» (Jeune femme se baignant) продана за 6.62 миллиона через 7 лет после покупки за 12.43 миллионов. Потеря 5.9 миллионов.
- Клод Моне. 2002 год . «Кувшинки» (Nymphйas). Потеря 5.8 миллионов.
- Джаспер Джонс. 1999. -5.8 миллионов.
- Винсент Ван Гог. 2003. -5.7 миллионов.
- Винсент Ван Гог. 2003. -5.6 миллионов.
Далее Модильяни, Тулуз-Лотрек, Ренуар, Гоген, Матисс… Что интересно, среди проигравших в основном очень именитые художники. Ну и еще, необходимо обратить внимание на то, что все эти потери в основном происходили на рубеже веков с 1995 по 2004 года. Хотя были потери и в 2010. Как видите, громкое имя не гарантирует от провала. Хотя, наверное, все-таки снижает его риск.
В чем же причины провалов? Ну первой причиной, несомненно является большая переплата. Ну бывает, заводятся коллекционеры на аукционах и гонят ставки до небес. Опыт показывает, что превышение эстимейта в 2 – 3 раза хорошая вешь за несколько лет переварить способна. А вот превышение в 5 — 10 раз может и не переварить вообще. Кстати, на Sotheby’s 2 февраля этого года «Пассаж» Кей Сэйдж превысил эстимейт в 50 раз. Но там и эстимейт был мизерный 110 000 — 150 000 долларов. Возможно, это начало нового бума.
Второй причиной провалов является изменение мировой коньюнктуры рынка искусства (как например, в 2008 году из-за экономического кризиса).
Ну а третьей причиной является ошибка в анализе рынка — покупке произведения какого-нибудь остромодного автора на пике его популярности, за которым неминуемо следует спад. здесь, наверное, громкое имя (не остромодное, а действительно громкое) снижает риск потери. Но и больших прибылей ждать не стоит.
Ну а самые большие прибыли делаются не на громких именах. Самые большие прибыли получаются на приобретении картин малоизвестных авторов, спрос на работы которых в последствии переживает огромный бум. Например, в 1993 году за 1.1 миллион был приобретен «No 11» Марка Ротко. Через 20 лет в 2010 он был продан за 41 миллион. Или в 1986 за 385 долларов была приобретена картина Энди Уорхола «200 one dollar bills». Через 23 года в 2009 она была продана за 39 миллионов. Чего тут больше? Случая, прозорливости или тонкого расчета с умением самому формировать рынок?
А что же Вы тогда посоветуете? – спросит мой читатель, который вдруг набрал пяток миллионов баксов и решил инвестировать в рынок произведений искусства. А ничего не посоветую. Вот такой будет мой категорический ответ.
Все! Пока!
Оставить комментарий Отмена ответа
Вы должны войти чтобы оставить комментарий.