ВЫСТАВКА "ШЕДЕВРЫ МУЗЕЯ ОРСЭ"

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Музей Орсе при содействии Объединения национальных музеев Франции (RMN)| Посольства Франции в России в рамках проекта "К 150-летию Третьяковской галереи. Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею" представляют выставку "Шедевры музея Орсе".

Пресс-конференция 24 апреля в 14.00, вернисаж - в 16.00. Выставка открыта с 25 апреля по 17 июля 2006 года. Крымский Вал, 10 (залы 60-61).

Выставка произведений высочайшего уровня, являющихся украшением экспозиции знаменитого парижского Музея Орсе - щедрое подношение постоянных французских партнеров Третьяковской галереи к ее 150-летнему юбилею.

Среди 55 шедевров французского искусства второй половины XIX века и начала XX столетия - 38 живописных полотен: работы К.Коро, Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле, "Портрет Эмиля Золя" Э.Мане, "Оркестр парижской Оперы" Э.Дега, "Вокзал Сен-Лазар" К.Моне, "Танец в деревне" О.Ренуара, "Звездная ночь" В.Ван Гога, а также 17 скульптур выдающихся мастеров - О.Домье, О.Родена, Э.Дега, А.Бурделя, А.Майоля. Выставки французского искусства такого уровня - редкое явление в практике российских музеев.

Коллекция музея Орсе, созданного всего 20 лет назад, помимо скульптуры, рисунка, фотографии, прикладного искусства и архитектурных макетов насчитывает более 4 тысячи живописных работ, многие из которых - признанные шедевры. Особенность этого собрания в том, что оно представляет собой широкую панораму художественных свершений, осуществленных за очень короткий, но необычайно плодотворный отрезок времени: с 1848 по 1914 год.

Для русских художников Франция во второй половине XIX века - главный центр притяжения, столица мирового искусства. Реализм и импрессионизм, зародившиеся здесь, глубоко повлияли на русскую школу. В.Перов, И.Крамской, И.Репин, В.Поленов ездили в Париж для завершения своего образования, открывали для себя сокровища французских музеев, осваивали приемы пленэрной живописи. В.Серов, К.Коровин и И.Грабарь "пересадили" на русскую почву французский импрессионизм. Зачарованный мир усадеб В.Борисова-Мусатова находит аналогии в произведениях М.Дени, в работах К.Петрова-Водкина ощутимо влияние П.Пюви де Шаванна, в пластике образов А.Голубкиной - ее учителя О.Родена; творчество художников объединения "Бубновый валет" связано с такими явлениями как "русский сезаннизм" и "русский кубизм"…

Вторая половина XIX века для русской культуры - это период, связанный также с собирательской деятельностью Павла и Сергея Третьяковых. По делам торговых предприятий братьев Третьяковых Сергей Михайлович часто бывал за границей. В Париже он жил подолгу, общался с художниками, при покупке произведений пользовался советами И.С.Тургенева и А.П.Боголюбова. У С.М.Третьякова было шесть картин Добиньи, пять произведений Коро, монументальное полотно Курбе "Море" и получившая широкую известность в России "Деревенская любовь" Бастьен-Лепажа. А.А.Бахрушин отмечал: "Брат Павла Михайловича собирает живопись современных мастеров. Ее у него немного, но все первые номера" (по завещанию С.Третьякова принадлежавшая ему коллекция западноевропейской живописи объединилась с работами русских художников, собранными его братом. Гораздо позже, в 1924-1925 годах, произведения К.Коро, А.Руссо, Ш.Добиньи, Ж.Дюпре, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле, Ж.Бастьен-Лепажа были переданы в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж). Коллекция Третьякова-младшего, основанная на зарубежном материале, безусловно, тематически и хронологически перекликалась с собранием русской живописи старшего брата. Интересно, что Павел Третьяков был одним из основных устроителей русского художественного раздела на Всемирной выставке 1878 года в Париже и выдал для экспонирования 41 работу из своей коллекции.

Выставка из музея Орсе в Третьяковской галерее - это новая возможность сопоставить особенности художественных процессов, увидеть связи русской и французской культуры во второй половине XIX - начале XX века. Она является продолжением диалога двух крупнейших национальных музеев, начатого проектом "Русское искусство второй половины ХIХ века: в поисках самобытности" из собрания Третьяковской галереи, имевшим большой успех у французской публики (Музей Орсе, сентябрь 2005 - январь 2006).

Выставка "Шедевры музея Орсе" - знак взаимопонимания и сотрудничества, благодарность французов за предоставленную российской стороной выставку и драгоценный подарок российской публике к юбилею первого музея национального искусства.

На пресс-конференции предполагается выступление Генерального директора музея Орсе г-на Сержа Лемуана и куратора выставки, Главного хранителя Государственной Третьяковской галереи Екатерины Селезневой.

На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет акцию "Четверги допоздна". Залы выставки по четвергам будут открыты для посетителей до 22.00 (вход в музей до 21.00).


E-mail