Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре
и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея, Музей Орсе при содействии
Объединения национальных музеев Франции (RMN)| Посольства Франции в России в рамках
проекта "К 150-летию Третьяковской галереи. Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею"
представляют выставку "Шедевры музея Орсе".
Пресс-конференция 24 апреля в 14.00, вернисаж - в 16.00. Выставка открыта с 25 апреля
по 17 июля 2006 года. Крымский Вал, 10 (залы 60-61).
Выставка произведений высочайшего уровня, являющихся украшением экспозиции знаменитого
парижского Музея Орсе - щедрое подношение постоянных французских партнеров Третьяковской
галереи к ее 150-летнему юбилею.
Среди 55 шедевров французского искусства второй половины XIX века и начала XX столетия -
38 живописных полотен: работы К.Коро, Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле, "Портрет Эмиля Золя" Э.Мане,
"Оркестр парижской Оперы" Э.Дега, "Вокзал Сен-Лазар" К.Моне, "Танец в деревне" О.Ренуара,
"Звездная ночь" В.Ван Гога, а также 17 скульптур выдающихся мастеров - О.Домье, О.Родена,
Э.Дега, А.Бурделя, А.Майоля. Выставки французского искусства такого уровня - редкое
явление в практике российских музеев.
Коллекция музея Орсе, созданного всего 20 лет назад, помимо скульптуры, рисунка,
фотографии, прикладного искусства и архитектурных макетов насчитывает более 4 тысячи
живописных работ, многие из которых - признанные шедевры. Особенность этого собрания
в том, что оно представляет собой широкую панораму художественных свершений, осуществленных
за очень короткий, но необычайно плодотворный отрезок времени: с 1848 по 1914 год.
Для русских художников Франция во второй половине XIX века - главный центр притяжения,
столица мирового искусства. Реализм и импрессионизм, зародившиеся здесь, глубоко повлияли
на русскую школу. В.Перов, И.Крамской, И.Репин, В.Поленов ездили в Париж для завершения
своего образования, открывали для себя сокровища французских музеев, осваивали приемы
пленэрной живописи. В.Серов, К.Коровин и И.Грабарь "пересадили" на русскую почву французский
импрессионизм. Зачарованный мир усадеб В.Борисова-Мусатова находит аналогии в произведениях
М.Дени, в работах К.Петрова-Водкина ощутимо влияние П.Пюви де Шаванна, в пластике образов
А.Голубкиной - ее учителя О.Родена; творчество художников объединения "Бубновый валет"
связано с такими явлениями как "русский сезаннизм" и "русский кубизм"…
Вторая половина XIX века для русской культуры - это период, связанный также с собирательской
деятельностью Павла и Сергея Третьяковых. По делам торговых предприятий братьев Третьяковых
Сергей Михайлович часто бывал за границей. В Париже он жил подолгу, общался с художниками,
при покупке произведений пользовался советами И.С.Тургенева и А.П.Боголюбова. У С.М.Третьякова
было шесть картин Добиньи, пять произведений Коро, монументальное полотно Курбе "Море"
и получившая широкую известность в России "Деревенская любовь" Бастьен-Лепажа. А.А.Бахрушин
отмечал: "Брат Павла Михайловича собирает живопись современных мастеров. Ее у него немного,
но все первые номера" (по завещанию С.Третьякова принадлежавшая ему коллекция западноевропейской
живописи объединилась с работами русских художников, собранными его братом. Гораздо позже,
в 1924-1925 годах, произведения К.Коро, А.Руссо, Ш.Добиньи, Ж.Дюпре, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле,
Ж.Бастьен-Лепажа были переданы в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж). Коллекция
Третьякова-младшего, основанная на зарубежном материале, безусловно, тематически и хронологически
перекликалась с собранием русской живописи старшего брата. Интересно, что Павел Третьяков
был одним из основных устроителей русского художественного раздела на Всемирной выставке
1878 года в Париже и выдал для экспонирования 41 работу из своей коллекции.
Выставка из музея Орсе в Третьяковской галерее - это новая возможность сопоставить
особенности художественных процессов, увидеть связи русской и французской культуры
во второй половине XIX - начале XX века. Она является продолжением диалога двух крупнейших
национальных музеев, начатого проектом "Русское искусство второй половины ХIХ века: в
поисках самобытности" из собрания Третьяковской галереи, имевшим большой успех у французской
публики (Музей Орсе, сентябрь 2005 - январь 2006).
Выставка "Шедевры музея Орсе" - знак взаимопонимания и сотрудничества, благодарность
французов за предоставленную российской стороной выставку и драгоценный подарок российской
публике к юбилею первого музея национального искусства.
На пресс-конференции предполагается выступление Генерального директора музея Орсе
г-на Сержа Лемуана и куратора выставки, Главного хранителя Государственной Третьяковской
галереи Екатерины Селезневой.
На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет акцию "Четверги допоздна".
Залы выставки по четвергам будут открыты для посетителей до 22.00 (вход в музей до 21.00).