Ван Гог купил Моне

Директор (слева) и хранитель коллекции амстердамского музея Ван Гога с гордостью представляют новое приобретение музея: две уникальные картины известного французского художника Моне (Monet) - «Molens in het Westzuijderveld bij Zaandam» (1871) и «Gezicht op de Prins Hendrikkade en de Kromme Waal te Amsterdam» (1874). Картины приобретены благодаря финансовой поддержке правительства, 6 крупных голландских предприятий и лотереи «Спонсор». Общая стоимость картин составляет 12 миллионов гульденов (~4.8 миллионов US$ - примечание автора сайта).


Клод Моне. Мельницы близ Заандама. 1871
Холст, масло, 47x73, картина поступила из частной коллекции.

22.2.2001


Обнаружен «уникальный» Ван Гог


Искусствоведы Голландии нашли единственный портрет художника Поля Гогена кисти Винсента Ван Гога.

Внимание экспертов Музея Ван Гога в Амстердаме привлекло полотно «Человек в красном берете». Картина хранилась в запасниках музея с 1973 г. и считалась работой одного из неизвестных живописцев.

В настоящее время работники музея пересматривают коллекцию живописи и составляют основной каталог картин Ван Гога. Эксперты утверждают, что портрет «Человека …», несомненно, принадлежит кисти голландского художника.

Гоген переехал к Ваг Гогу в 1888 г. Друзья собирались основать коммуну живописцев в Арле на юге Франции. Однако их дружба была недолговечной. Психическое состояние Ван Гога ухудшалось. Перед рождеством он кинулся на Гогена. Нападение было неудачным, и в отчаянии Ван Гог отрезал себе часть уха. Затем он завернул его в кусок материи и отдал испуганной проститутке. Гоген был настолько шокирован происшедшим, что уехал в Париж.


Два года спустя Ван Гог покончил жизнь самоубийством.


Так освещает эту новость "Русский антиквариат" в №17 (5) от 12 марта 2002 года:

Обнаружена неизвестная ранее картина Ван Гога

Специалисты чикагского Института искусств доказали, что хранившаяся 28 лет в запасниках Музея Ван Гога в Амстердаме картина принадлежит кисти этого всемирно известного голландского художника. На ней изображен французский живописец Поль Гоген, с которым Винсент Ван Гог дружил и вместе работал в Арле. Теперь полотно оценивают в 7 млн долларов.

Как передает корреспондент РИА "Новости", картина была приобретена амстердамским музеем в 1973 году вместе с сотнями других полотен, когда-то купленных Ван Гогом у других художников. Ей дали название "Мужчина в красной фуражке" и приписывали неизвестному художнику. Принадлежность произведения Ван Гогу была установлена на основе анализа красок и холста, состав которых совпал с теми, которые всегда использовал великий голландец.

Чикагский Институт искусств проводит выставку, посвященную Ван Гогу и Гогену и иллюстрирующую отношения этих двух родоначальников современного искусства. В экспозиции собраны их произведения из различных музеев мира. С 9 февраля будущего года она будет представлена в Музее Ван Гога в Амстердаме. Откроет выставку американский актер Кирк Дуглас, игравший роль Ван Гога в вышедшем на экраны в 1956 году фильме "Страсть к жизни", рассказывающем о драматических отношениях между Ван Гогом и Гогеном.


А так Итоги.ru:

Полю от Винсента
Н.Ф.
Портрет, судя по всему, был написан в 1888 году, когда Гоген гостил в Арле у Ван Гога, с которым был очень дружен. Художники в тот момент пребывали не в лучшем состоянии духа: от Гогена ушла жена, забрав с собой пятерых детей и имущество, а у Ван Гога началось обострение психической болезни. В этот период оба много и плодотворно работали, но в качестве иллюстрации совместного проживания, как считалось раньше, осталось только две картины: "Портрет Ван Гога", написанный Гогеном, и "Кресло Гогена" кисти Ван Гога.

Нынешний сезон принес много открытий, связанных с Винсентом Ван Гогом. Например, в июле немецкий искусствовед Рита Вильдеганс сделала остроумное, хотя и спорное предположение: ухо Ван Гогу отрезал его лучший друг Поль Гоген в пылу пьяной драки, а не сам несчастный Винсент, как принято считать во всем мире. "Все, что мы знаем об этом происшествии, написано со слов Гогена - именно он давал показания в полиции. А он, по многочисленным свидетельствам, был неисправимым лгуном", - говорит Вильдеганс. Спустя некоторое время выяснилась еще одна скандальная подробность: картина Ван Гога из знаменитой серии "Подсолнухи", купленная японским банком за 35 миллионов долларов, оказалась подделкой. Правда, подделка написана не менее именитым художником - все тем же другом Полем. Возможно, правы были те биографы Винсента Ван Гога, которые утверждали, что Гоген завидовал таланту друга и поэтому уехал из Арля.

Известно, что Ван Гог тяжело переживал отъезд друга и прожил после этого всего два года. Гоген же, покинув Прованс, отправился на остров Таити, где еще 13 лет жил в счастии и спокойствии.


Страсти по “Подсолнухам” Ван Гога


Одна из самых дорогих картин Ван Гога, “Подсолнухи”, проданная в 1987 году японской страховой компании “Ясуда” за сорок миллионов долларов, объявлена подлинной. Сотрудники музея Ван Гога полагают, что положили конец долгому напряженному спору, посвященному атрибуции этой картины.

Существует несколько версий авторства этого натюрморта. Одна из них, принадлежащая сотрудникам итальянского журнала Quadri e Sculture, утверждает, что картина – копия кисти Гогена. Вот те шаткие факты, на которых держится эта версия. В 1888-м и 1889 годах Ван Гог написал четыре картины с подсолнухами, из которых две были оригиналами, а две – авторскими копиями. Из переписки художников (Ван Гога и Гогена) явствует, что Гогену очень нравились оригиналы и он попросил одолжить один, но получил отказ. По незамысловатой версии редакции и известного арт-эксперта Антонио Де Робертиса, Гоген якобы в тайне от друга сделал копию натюрморта. Причем сделал он эту копию поверх какого-то своего натюрморта. Чтобы в этом удостовериться, можно отправить картину на просвечивание. В чем, впрочем, не будут заинтересованы ее владельцы из “Ясуды”, которые не захотят подвергать картину, купленную за $49 млн. (очевидно, опечатка - Christie's указывает 39.9 миллионов US$ - примечание автора сайта), радиоактивному облучению.

По другой версии история развивается следующим образом. Через год после смерти Ван Гога спорное полотно оказывается в руках друга художника Эмиля Шуффенеккера, человека с довольно сомнительно репутацией – позже его обличили в подделке картин Ван Гога. И третье подозрение в подлинности натюрморта возникли из-за материала холста, которым Ван Гог обычно не пользовался: натюрморт написан на джутовой мешковине.

Ван Тильборг и Элла Хендрикс специалисты Музея Ван Гога Луи убеждены, что это не может служить поводом для подозрений. Они также добавили, что картина фигурирует в списке полотен Ван Гога, составленном в 1901 году. Даже известно, что она дописана Шуффенеккером. Однако искусствоведы обращают внимание на то, что было бы нелогично сначала подделать основную часть картины, а потом добавить остальное в другом (своем собственном) стиле. Эксперты уверяют, что в картине присутствуют общие черты с другими “Подсолнухами” Ван Гога, причем и с теми, которых Шуффенеккер не мог видеть. “Ван Гог на самом деле боролся со своим созданием, и, как ни странно, результаты этой борьбы дали критикам повод считать ее подделкой”, – так указывают эксперты.

Тем не менее, историк Бенуа Ландэ, один из главных противников гипотезы подлинности, полагает, что нельзя считать неопровержимыми гипотезы экспертов. И сомнения, несмотря на заверения музейщиков остаются. А факт остается фактом – натюрморт, купленный “Ясудой”, не относится к четырем известным “Подсолнухам” Ван Гога. Именно эта версия впервые упоминается в 1891 году, через год после смерти великого художника.

"Русский антиквариат" №17 (5) от 12 марта 2002 года.


E-mail