Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886

МОНЕ Клод Оскар

Monet Claude Oskar

(1840-1926)


  • Список художников
  • Галерея Клода Моне

  • МОНЕ Клод Оскар - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма.

    К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.

    Вопреки желанию родителей, которые хотели, чтобы он поступил в парижскую Школу изящных искусств, молодой К.Моне, оказавшись в столице, с головой уходит в богемную жизнь и завязывает многочисленные знакомства в артистической среде. Лишенный материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию, но и после возвращения из Алжира, где проходила его нелегкая служба, он не изменил свой образ жизни. В Париже он знакомится с И.Ионкиндом, который увлек его работой над натурными этюдами. По настоянию родителей К.Моне некоторое время работает у Туль-муша, а затем в мастерской популярного в то время Ш.Глейра, но формирование его творческого метода происходит все-таки не в студии, а в совместной работе на природе с близкими ему по духу художниками. Это в первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль, А.Сислей, которые, вдохновленные примером Э.Мане, искали свой путь от условного совершенства официально признанного искусства к правде жизни.

    Клод Моне. Завтрак на траве.

    Клод Моне. Завтрак на траве. 1866
    Холст, масло, 130х181, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва (145KB)


    Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал для К. Моне "Завтрак на траве" (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине. Сюжет картины прост: на опушке леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.

    Чтобы так передать световоздушную среду, надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. "Забыв" такие основополагающие принципы академической живописи, как рисунок и постепенный переход от света к тени, К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен, оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.

    Закончив "Завтрак на траве", К. Моне продолжает совершенствовать открытый им метод в многочисленных этюдах, которые пишет в "Лягушатнике" - любимом месте отдыха парижан. Он отправляется туда вместе с О. Ренуаром, покинув лес Фонтенбло, служивший натурой для художников барбизонской школы. Здесь, в "Лягушатнике", К. Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единой целое ("Лягушатник", 1869, Национальная галерея, Лондон).

    Клод Моне. Сирень на солнце.

    Клод Моне. Сирень на солнце. 1872-1873
    Холст, масло, 50х65, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва (106KB)


    Трагические события 1870-1871 гг. вынуждают К.Моне эмигрировать в Лондон, откуда он совершает путешествие в Голландию. По возвращении оттуда начинается самый плодотворный период в его творчестве, в 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших картин - "Сирень на солнце" (1873, ГМИИ, Москва), "Бульвар Капуцинок" (1873, ГМИИ, Москва), "Поле маков у Аржантёя" (1873, Музей Орсэ, Париж), "Впечатление. Восход солнца" (1872, Музей Мармоттан, Париж) и др. В 1874 г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной "Анонимным обществом живописцев, художников и граверов", руководителем которого являлся К. Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне "Впечатление. Восход солнца", художники-устроители и получили название "импрессионисты" (от франц. impression - впечатление).

    Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.

    Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873
    Холст, масло, 61х80, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва (154KB)


    В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы.

    Поселившись в Аржантёе, К. Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда ("Аржантёй", 1872, Национальная галерея искусств, Вашингтон; "Парусная лодка в Аржантёе", 1873-1874, Музей Орсэ, Париж).

    Клод Моне. Мост в Аржентёе.

    Клод Моне. Мост в Аржентёе. 1874
    Холст, масло, 60x80, Лувр, Париж (72KB)


    В 1877 г. К.Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому ("Вокзал Сен-Лазар", 1877, Музей Орсэ, Париж).

    Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар.

    Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877
    Холст, масло, 54.3x73.6, Национальная галерея, Лондон (193KB)


    Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его личной жизни. Тяжело заболевает его жена Камилла. С рождением второго ребенка нищета, в которой живет семья Моне, усиливается. После смерти жены заботу о детях взяла на себя Алиса Гошеде, с семейством которой К.Моне снимал дом в Ветее. Она-то и стала его второй женой. Вскоре материальное положение К.Моне поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни, где и протекает поздний период его творчества.

    Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает своим творчеством работы художников конца XIX - начала XX вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин. Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка в отрыве от его предметной соотнесенности, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.

    Клод Моне. Poplars along the River Epte, Autumn.

    Клод Моне. Poplars along the River Epte, Autumn. 1891
    Холст, масло, 100x65, Частная коллекция (150KB)


    Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным, богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал, элегические шеренги тополей ("Скалы в Бель-Иль", 1886, ГМИИ, Москва; "Тополя", 1891, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

    Клод Моне. Стога (конец лета).

    Клод Моне. Стога (конец лета). 1890-91
    Холст, масло, 60x100, Институт искусств, Чикаго. (179KB)


    К.Моне привлекают серийные работы: композиции "Стога" ("Стог сена в снегу. Хмурый день", 1891; "Стога. Конец дня. Осень", 1891 - обе в Художественном институте, Чикаго), изображения Руанского собора ("Руанский собор в полдень", 1894, Музей Орсэ, Париж), виды Лондона ("Туман в Лондоне", 1903, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В них, следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.

    Клод Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сан-Роман, полдень.

    Клод Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сан-Роман, полдень. датирована 1894, написана 1893
    Холст, масло, 107x73, Музей д'Орсэ, Париж. (147KB)


    В Живерни К. Моне много времени проводит в саду, занимаясь его живописной организацией. Эта работа привела к тому, что на смену обыденному миру, населенному людьми, пришел таинственный декоративный мир воды и растений ("Ирисы в Живерни", Музей Мармоттан, Париж; "Плакучие ивы", 1923, частное собрание). Поэтому неслучайно в самой знаменитой серии его поздних панно представлены виды прудов с плавающими в них кувшинками ("Белые кувшинки. Гармония синего и фиолетового", 1918-1921, Музей Мармоттан, Париж).

    Клод Моне. Водные лилии (облака).

    Клод Моне. Водные лилии (облака). 1903
    Холст, масло, 74.6x105.3, Частная коллекция. (178KB)



    Еще о Клоде Моне:

    Документы

    Страница содержит переписку Моне и высказывания известных людей о Моне.

    Глаз и цвет.

    Статья посвящена научному исследования новаторства импрессионистов в цвето- и свето- передаче. Статья интересна также некоторыми фактами из биографии Клода Моне.

    Выставка "Первая выставка импрессионистов"

    Виртуальная выставка, посвященная выставке, названной впоследствии "Первой выставкой импрессионистов". Ее участником и одним ихз организаторов был Клод Моне.

    Выставка "Ученики и учители. Клод Моне"

    Виртуальная выставка о становлении Клода Моне как художника и его учителях.


    Литература:
     Рейтерсверд О.К.Моне. Сокр. пер. со швед. М., 1965.
     Георгиевская Е.Б. Клод Моне. М., 1968.
     Сапего И. К. Моне. Л., 1969.
     Богемская К. Клод Моне. М., 1984.

    по материалам книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"
    Составитель Т.Г.Петровец
    Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. ISBN 5-224-01004-7

  • Список художников
  • Галерея Клода Моне

  • E-mail