Литература

Я родился в 1960 году и, следовательно, вырос при страшном дефиците литературы (правда тогда дефицитом было абсолютно все). Нет книг было много, а вот литературы... увы. Книги приходилось доставать с огромным трудом. Я был фанатом фантастики и особенно Стругацких. Я думаю, это же про себя могут сказать подавляющее большинство "восьмидесятников". И несмотря на дефицит мне удалось собрать почти полное собрание сочинений Стругацких. Часть из них была в журналах "Знание-сила", часть в самиздате такого качества, что и прочитать можно было с большим трудом. А "Гадких лебедей" я сам перепечатал процентов семьдесят. Но это лирическое отступление, которое позволяет мне поздравить вас и себя с тем, что мы дожили до счастливого времени изобилия литературы самого разного направления, в том числе и по искусству.

На этой страничке я хочу предложить вашему вниманию литературу по импрессионизму. Каждое издание я постараюсь сопровождать краткой характеристикой. Все обложки приведены в одном масштабе, так что легко судить о относительных размерах книг.

Кстати, я ввел этот раздел по просьбе поситителей сайта.


Два тома: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Собрание живописи.
1. Франция XVI - первой половины XIX века.
270x220 480 стр. ISBN 5-900743-57-8
2. Франция второй половины XIX - XX века. 270x220 400стр. ISBN 5-900743-58-6
изд. Красная площадь, 2001, печать: типография "Каристо", Финляндия

Эти два тома я купил в Пушкинском музее в феврале за 2000 р. Больше ни в одном магазине я их не видел.

Могу сказать, что такого качества цветопередачи и печати я пока нигде не встречал. Превосходит и "Импрессионизм" Денвира за 4000-5000 р. (изд. "Искусство") и "Моне..." Вильденштайна за 1800 р. (изд. "Taschen", Германия) и многие другие, которые я держал в руках. О качестве цветопередачи я могу судить по тому, что купил эти книги в музее сразу после посещения экспозиции, то есть практически имел возможность сравнить оригиналы и репродукции из книг.

Книги представляют собой собрание репродукций, не содержат сквозного текста. Для каждой картины приведена исчерпывающая информация о картине: когда и при каких обстоятельствах написана картина, что изображено, как попала в музей, в каких выставках участвовала, каталожные номера, литература и т.д.

Рекомендую не пожалеть 2000 р. Они того стоят.

Кстати в конце августа опять был в Пушкинском. Книги там есть и стоят по-прежнему 2000 р.




Серия "Открытие. Живопись"
Клод Моне. Патен Сильви. Пер. с франц. - М.: ООО "Издательство Астрель" (ISBN 5-271-02566-7): ООО "Издательстао АСТ" (ISBN 5-17-008005-0), 2002. - 175 с.
Ренуар. А.Дитель. Пер. с фр. А.Голубкова - М.: ООО "Издательство Астрель" (ISBN 5-271-02625-6): ООО "Издательстао АСТ" (ISBN 5-17-009480-9), 2002. - 176 с.
Ван Гог. П.Бонафу. Пер. с фр. Ю.Гавриловой - М.: ООО "Издательство Астрель" (ISBN 5-271-02906-9): ООО "Издательстао АСТ" (ISBN 5-17-010575-4), 2002. - 176 с.
Матисс. Ксавье Жирар. Пер. с фр. Н.Лебедевой - М.: ООО "Издательство Астрель" (ISBN 5-271-02037-1): ООО "Издательстао АСТ" (ISBN 5-17-006958-8), 2002. - 176 с.

Также есть: Гоген, Мане, Шагал, Тулуз-Лотрек, Пикассо, Сезанн.

Книги небольшого размера 178x125, весьма богато иллюстрированы и с интересным содержанием. Наряду с достаточно подробной биографией художника книги содержат множество дополнительных материалов: переписку художника, высказывания других художников и критиков о его творчестве, документы того времени: фотографии, почтовые открытки, афишы выставок, вырезки из газет, письма и т.д. Качество цветопередачи и печати весьма приличное. На художественный альбом не претендует, но почитать и полюбоваться шедеврами можно. Качество репродукций, кстати, очень приличное. Так, что рекомендую.

Цены: Я покупал четыре представленные книги постепенно месяц-два назад по цене от 94 до 101 р. Сейчас видел Сезанна за 128 р. Дорожает однако!

Все эти книги можно купить на "Озоне" или в "Библио-Глобусе" на Мясницкой (в Москве).



Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. Составитель Т.Г.Петровец. 320 с. Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. ISBN 5-224-01004-7

Размер 240x170. Энциклопедия. И этим все сказано. Содержит три раздела: короткие биографии порядка 280 художников, имеющих отношение к импрессионизму (в том числе и российских), глоссарий и список наиболее крупных картинных галерей с краткой характеристикой. Иллюстрирована бедно - большинство художников представлены только одним произведением, а некоторые и вовсе ни одним (Ренуар - 4, Гоген - 2), что естественно не может дать никакого представления о творчестве художника. Качество иллюстраций низкое.

Если честно, на энциклопедию не тянет. Скорее это можно назвать кратким справочником по импрессионизму, чему соответствует и цена (год назад покупал, кажеться, за 150 р.).

Использование достаточно ограниченное: так, посмотреть годы жизни художника, основные факты биографии, чем знаменит (Например есть такие статьи: ПУТМАН Ханс Марсилиус (1824-1898) - французский живописец, рисовальщик, представитель постимпрессионизма. Это все, иллюстраций нет - не правда ли, исчерпывающая информация). Правда, некоторых может заинтересовать глоссарий, где приведены расшифровки основных художественных терминов (фовизм, палитра, оттенок, пастозность, моделировка, клуазонизм, блик, валер, пленэр и т.д. и т.п.). Кроме того, книга может использоваться как база для создания интернет-сайта по импрессионизму. Известны примеры ;-))).

Купить можно в "Библио-Глобусе" на Мясницкой (в Москве) или в его интернет-магазине.



Импрессионизм. Художники и картины. Бернар Денвир. 424 с. Издательство "Искусство", Москва, 1994. ISBN 5-210-02-226-9

Размер 370x270. Вес более 3.5 кг. Размер и вес весьма не маленькие. Огромное количество текста и репродукций (в списке иллюстраций 393 наименования). Все репродукции достаточно большого формата: полстраницы, страница и разворот, то есть до 370x540. А это уже совсем близко к натуральному размеру. К примеру, "Лягушатник" Ренуара из ГМИИ 80x59 а в альбоме примерно 46x35. В то же время некоторые репродукции вызывают мягко говоря недоумение. Вот фрагмент того же "Лягушатника" Ренуара из Денвира (№1), и из собрания живописи ГМИИ (№2).


Причем второй достаточно близко соответсвует оригиналу (имел возможность лично сравнить в "Пушкинском"). Такое впечатление, что у Денвира вообще нет голубого и красного. Много репродукций каких-то "коричневых", но справедливости ради необходимо отметить что большинство репродукций все-таки нормальные. Возможно это брак конкретного экземпляра или издания. Сейчас этот альбом (издание 2000- 2001 года) продается в другой обложке с изображением "Портрета Жанны Самари" Ренуара из ГМИИ. Стоит альбом от приблизительно 4000-5000 руб. до 6000 руб. в картонной коробке (например, на Озоне). Надеюсь, что в новых изданиях качество репродукций значительно выше. В моем же качество на 4 с минусом.

Текст обширен и весьма интересен - одна из двух наиболее полных историй импрессионизма. Вторая "история" Рeвалда. Ревалд на мой взгляд более "строен" и "логичен" и потому легко читается. Денвир более обширен, содержит массу экскурсов в общественную и политическую обстановку того времени, больше документов и потому весьма интересен. Если всерьез интересует история импрессионизма, то начинать рекомендую с Ревалда, тем более финансово это гораздо более доступно - "История" Ревалда стоит приблизительно 400 руб., ну а кому по силам 5000 руб. может добавить "курс углубленного изучения".

Правда размеры и вес альбома не позволяют читать его за едой или перед сном лежа в постели, не говоря уж о транспорте. Естественно требуется удобное кресло, мягкий свет, рюмочка красного французского десертного вина или красного портвейна (чей должен быть портвейн понятно из названия) с бисквитами. Впрочем и французское десертное и португальский портвейн могут с успехом заменить массандровские вина (и Бастардо и Ай-Серез и Южнобережный портвейн) или даже 32-й кагор краснодарского края. Почему красного?-спросите вы. Отвечаю: "Люблю тона чернослива, шоколада и ванили - тона красных вин и не люблю цветочные и медовые тона белых вин, хотя последние, наверное, больше подходят к лугам Моне ;-)". Подойдет и рюмочка французского или армянского коньяка с шоколадом. Для любителей не возбраняется сигара или трубка. Пиво, водка, сигареты исключаются абсолютно. Это я к тому, чтобы вы сразу не отнесили размеры и вес альбома к недостаткам, а увидели и некоторые достоинства этого ;-).

Подводя итоги, можно сказать, что при нормальном качестве репродукций в новых изданиях этот альбом будет самым роскошным и интересным, подлинным украшением любой домашней библиотеки, если вы не пожалеете на это порядка 5000 рублей.



История импрессионизма. Джон Ревалд. 416 с. Издательство "Республика", Москва, 2002. ISBN 5-250-01836-X

Размер 270x205. Сразу обращаю ваше внимание, что это не альбом, а книга. Качество иллюстраций весьма посредственное (через некоторые даже просвечивает текст с оборотной стороны листа. Поэтому я и называю их иллюстрациями а не репродукциями, как у Денвира.

А вот качество текста на "отлично". Я считаю "Историю..." Ривалда наиболее интересной. "Импрессионизм" Денвира более богат интересными сведениями, документами, историческими экскурсами, не говоря уж о почти четырех сотнях репродукций, но поэтому и более "перегружен" и сложен. Построение Ревалда более "стройное" а язык очень приятный (не знаю уж благодаря Ревалду или переводчику). В результате книга читается легко и создает полную и стройную (в отличие от Денвира) картину становления и развития импрессионизма.

Цена книги вполне приемлемая (порядка 400 руб.). Видел ее и в Библио-глобусе, есть она и на Озоне.

Эту книгу я рекомендую прочитать без всяких оговорок. А потом уже хорошо неспеша полистать и "Импрессионизм" Денвира.




Monet or the Triumph of Impressionism. Daniel Wildenstien. 480 стр., Издательство "Taschen", 1999 г., ISBN 3-8228-7060-9

Размер 320x240. На английском языке. Русского перевода я не видел. Вильденштайн автор наиболее популярного и полного каталога живописи Клода Моне. Поэтому приобретение этого альбома было приоритетной задачей для меня. Искал я его довольно долго. И в магазинах и в интернете. В магазинах не нашел. В интернете нашел на Озоне за приблизительно 1750 р. с доставкой. Видел и в некоторых других книжных интернет-магазинах за 1250 р., но при попытке заказать там меня все время посылали на Озон. В результате пришлось заказать там. Срок поставки обещали 2-3 недели. Через месяц я поинтересовался: "Где?". Мне ответили: "Пока не нашли. Ищем." Еще через несколько дней меня занесло в "Дом книги" на Новом Арбате. Там я ее и увидел за 1780 р. в единственном экземпляре. Купил не раздумывая. Отстучал в Озон об отказе от заказа. Правда через неделю мне позвонили с Озона и сказали, что нашли. Так что теперь она на Озоне есть на складе (видимо, моя :-) ), правда уже за 1920 р. без доставки.

Надо сказать купил не зря. Наверное, самое большое собрание репродукций Моне. Список иллюстраций не пронумерован но в описании упоменается о 572 репродукциях и фотодокументах. Так что около четырех - четырех с половиной сотен репродукций картин Моне наберется. Качество репродукций очень неплохое, но все же, на мой взгляд, немного уступает Собранию живописи ГМИИ, но только ему. Правда некоторые репродукции размером немного больше спичечного коробка, но большинство все же "нормального" размера - до целой страницы и разворота.

Альбом содержит подробнейшее жизнеописание Клода Моне. То есть текста очень много. О качестве текста ничего определенного сказать не могу, ибо мой английский не позволяет оценить красоту текста. Но читать можно.

Рекомендую любителем импрессионизма и, особенно, любителям творчества Клода Моне. Большего собрания репродукций Моне и более подробного его жизнеописания, я думаю, не найти. Жаль только нет русского перевода.



Анри Перрюшо. Книги из серии "Жизнь художников".
Жизнь Ренуара, Жизнь Гогена, Жизнь Сезанна, Жизнь Тулуз-Лотрека, Жизнь Ван Гога, Жизнь Сёра, Таможенник Руссо.
Издательство "Радуга"

Стандартный книжный формат 205x150. Книги иллюстритованы. И хотя качество иллюстраций на "троечку с плюсом", но их не мало. Например "Жизнь Ренуара" содержит 141 иллюстрацию (по списку).

Анри Перрюшо французский писатель, автор биллетризированных жизнеописаний французсских художников второй половины XIX века. О всех книгах я сказать не могу, но те, что я знаю достаточно неровные: некоторые увлекательные, некоторые достаточно скучные (например, "Жизнь Сёра"). Возможно причиной этого является сама жизнь художников. В самом деле, короткая жизнь Жоржа Сёра (умер он в возрасте 31 года) была бедна событиями, не в пример жизни Поля Гогена, родившегося в Перу, а умершего на Таити и успевшего побывать и матросом и разнорабочим и удачливым богатым брокером и бедным художником. Или трагическая жизнь Анри де Тулуз-Лотрек, происходившего из знатнейшего рода, в генеалогическом древе которого были и французские короли и русские князья, и прославившегося неуемными кутежами и пьянством в парижских кабаках и борделях.

Книги были написаны в первой половине XX века, что называется по свежим следам. Перрюшо не встречался с героями своих книги, но несомненно использовал свидетельства людей, лично знавших этих художников. Поэтому, читая книги Перрюшо, просто погружаешься в тот мир. В этом достоинство книг Перрюшо. Но, как часто бывает, продолжением достоинств становятся недостатки. Как говориться, большое видится на расстоянии. Со времени написания книг появилось много новых документов, недоступных в свое время Перрюшо. Это и материалы семейных архивов потомков художников и их друзей, и открытие доступа к богатейшему архиву документов российских музеев (в первую очередь документы из собраний И.А.Морозова и С.И.Щукина). Например, в книге "Жизнь Гогена" Перрюшо изложил красивую историю о том, что Гоген, пожертвовал карьерой преуспевающего биржевого брокера в пользу живописи, сменил ради любви к искусству жизнь в богатстве на жизнь в нищите. Сейчас на основании новых документов более правдоподобной считается версия, что Гоген бросил карьеру и занялся искусством не столько по собственной прихоти, сколько принужденный к этому обстоятельствами. Франция конца XIX века - это Россия конца XX (на сколько же мы отстали): экономический кризис, массовые сокращения - собственно, что рассказывать, все и так знают. Удачливый и богатый брокер, но наемный работник Гоген оказывается "на улице". Отчасти привычка жить "на широкую ногу", отчасти инфляция бысто съели остатки былого благополучия. И Гоген решил, что он запросто может не только прокормиться, но и разбогатеть на росписи горшков и ваянии статуеток на мексиканско-перуанские мотивы. Так начинался его путь в искусство.

В целом же эти книги несомненно стоит почитать, тем юолее цена их вполне приемлемая - 150-200р (например, на Озоне).


be number one Rambler's Top100

E-mail