Rambler's Top100

Густав Климт. 150 лет со Дня рождения.


Поцелуй (Der Kuß). 1907-1908.
Холст, масло, сусальное золото. 180 x 180. Галерея Бельведер, Вена.

Сегодня исполняется 150 лет со дня рождения австрийского живописца Густава Климта, одного из известнейших представителя мировой культуры, автора одного из самых дорогих полотен “Золотой Адели” или “Портрета Адели Блох-Бауэр I”.

Итак:14 июля 1862 года в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта родился второй ребенок (из семи: 3 мальчика – все стали художниками и 4 девочки), которого назвали Густав. Несмотря на громкое название профессии отца “ювелир” семья Климтов в общем бедствовала, так как из-за плохой ситуации в стране отец не имел постоянной работы. Густав сначала учился рисованию у отца, а затем с 1876 года в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, где получил вполне консервативное академическое образование.

После окончания училища Густав вместе с братом Эрнстом работали над фресками различных театров Австро-Венгрии, а в 1885 году работали над оформлением венского здания “Бургтеатра” и Художественно-исторического музея. В 1888 году (в возрасте 26 лет) Густав Климт получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой Крест» за заслуги в искусстве и стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году умирают отец и брат Эрнст, и на Густава ложится финансовая ответственность за семью.В это время Густав начинает развивать свой собственный стиль.

В 1897 году Густав Климт вместе с единомышленниками основывал объединение художников “Венский сецессион” и стал его председателем. Целью объединения было организация выставок молодых художников, творящих в нетрадиционной манере и популяризация современного искусства (к слову, именно благодаря Сецессиону в Австрии узнали французских импрессионистов). Объединение издавало и свой журнал “Ver Sacrum” (”Весна Священная”). Он оставался в группе до 1908 года.

В 1898 году с картины “Дворец Афины” начинается самый успешный “золотой” период в творчестве Климта. Этот период характеризуется использованием в картинах позолоты рельефной живописи. Климт увлекся мотивами Венецианских мозаик с золотым фоном и создает ряд “золотых” картин, самая значительная из которых “Поцелуй” (1907-1908), а самая известная “Портрета Адели Блох-Бауэр I”. А с житейской точки зрения “золотой” период характеризуется благосклонной критикой, широкой известностью, множеством заказов и, как следствие, финансовым благополучием. При этом Климт ведет простой образ жизни, практически все время посвящая работе в собственном доме, объединению Сециссион и семье.


Портрет Адели Блох-Бауер I. 1907.
Холст, масло, сусальное золото. 140 x 140. Новая галерея, Нью-Йорк.

На портрете изображена Адель Блох-Бауер (1881—1925), дочь генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, в возрасте 26 лет. В 1899 г. в возрасте 18 лет она вышла замуж за значительно более зрелого по возрасту Фердинанда Блоха. До этого сестра Адели Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава Блоха. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр. Семья Блох-Бауер принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии. В салоне Блох-Бауеров собирались живописцы, писатели, политики. Густава Климта и Адель Блох-Бауер связывала дружба уже с 1898 года. Она послужила моделью для 4-х картин Климта “Юдифь I”, “Юдифь II” и два портрета Адели (I и II).

Густав Климт умер 6 февраля 1918 года от пневмонии после перенесенного инсульта. Ему было 55 лет.

Еще один пейзаж, который лично мне очень нравиться:



Замок Мальчезине на озере Гарда (Malcesine am Gardasee), 1913
Холст, масло. 113 x 113. Новая галерея, Нью-Йорк.

PS В качестве послесловия хочется заметить, что жизнь Густава Климта протекала достаточно спокойно. Уже в 26 лет он получил известность, а относительную бедность он испытал только в детстве. Как это разительно отличается от судьбы большинства французских импрессионистов (исключением были лишь те живописцы, которые имели дополнительный доход). Например, Клод Моне бедствовал до середины 80-х годов 19-ого столетия, практически до 45-летнего возраста, Писсаро так и умер практически в нищете, ну а о судьбе Винсента Ван Гога и говорить нечего. Правда, несмотря на крайне тяжелую жизнь Моне дожил до 86 лет. Интересно, что австрийские молодые художники пользовались в общем поддержкой правительства. Например, объединение “Сецессион” даже получило от правительства место в Вене под строительство здания для выставок. Здание было построено и выставки объединения получили постоянную прописку. Это говорит о том, что австрийские художники совсем не бедствовали. Вспомните “Анонимное общество живописцев скульптуров и граверов” (например, здесь).


Биржа ссылок www.mainlink.ru
В той рубрике было много годного контента.

E-mail