Союз русских художников

История Союза русских художников (СРХ) начиналась в конце XIX века в двух российских столицах древней и новой: Москве и Санкт-Петербурге. Ведущая роль в создании Союза принадлежала Москве, что, кстати, подчеркивала эмблема первой выставки СРХ в 1903 году, автором которой был М.Л.Врубель - на изумрудно-зеленом фоне стилизованный герб Москвы - Георгий Победоносец пронзает змея. А облик, как первой, так и последующих выставок СРХ - а в них участвовали художники самых разных творческих объединений и направлений - определяли работы москвичей - воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), преимущественно пейзажистов.


Эмблема СРХ

За три десятилетия существования пейзажного класса в МУЖВЗ, с 1870 по 1900 год, преподаватели А.К.Саврасов (1870-1882), В.Д.Поленов (1882-1884), И.И.Левитан (1898-1900), сменяя друг друга, но сохраняя преемственность, создали новую школу живописи.

Именно А.К.Саврасову, как родоначальнику лирического пейзажа, удалось изменить укоренившееся мнение о пейзаже как о второстепенном жанре. На ученических выставках, регулярно проводимых в училище с 1873 года, произведения этого жанра постепенно начали преобладать, и уже через несколько лет природная среда заняла ведущее место, как в портретной, так и в жанровой живописи.

В 1882 году А.К.Саврасова на посту преподавателя пейзажного класса МУЖВЗ сменил В.Д.Поленов, который пришел в училище с четко сложившимися педагогическими взглядами. Широта творческого диапазона, всесторонние знания и эрудиция, а также человеческие достоинства Поленова привлекли в его класс К.А.Коровина, И.И.Левитана, А.Е.Архипова, С.А.Виноградова, С.Ю.Жуковского, Л.О.Пастернака и многих других живописцев. К.А.Коровин вспоминал: "Поленов заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи... говорил о разнообразии красок". Поленов учил писать свободно и легко, заботиться о чистоте тона, обращаться к яркой палитре и сохранять красочность при работе на пленэре. Именно с именем Поленова следует связывать начало пленэрно-импрессионистической традиции в русском искусстве, ярко обозначенной в творчестве живописцев, впоследствии вошедших в Союз русских художников (СРХ).

Кроме непосредственно преподавания в училище Поленов с 1884 по 1892 годы устраивал на своей московской квартире рисовальные и акварельные вечера, где присутствовали самые одаренные из его учеников, а в 1889 году выступил инициатором проведения первой выставки этюдов в Московском обществе любителей художеств, где, к большой радости педагога, его ученики привлекли серьезное внимание ценителей живописи.

Недолгое преподавание (с 1889 по 1900 год) в училище И.И.Левитана также сыграло значительную роль в формировании московской школы живописи. Мастерская Левитана пользовалась большой популярностью и была многочисленна. В ней царила особая творческая атмосфера - от педагога ждали личных советов и наставлений, которыми, по свидетельству учеников, он делился с огромной радостью. Он развивал тонкое колористическое понимание природы, считая это качество важнейшим для живописца. Изумительную левитановскую пепельно-серую гамму можно увидеть в произведениях А.С.Степанова, М.Х.Аладжалова, П.И.Петровичева, С.Ю.Жуковского, А.Е.Архипова.

Также свою роль в формировании новой московской живописной школы сыграла преподавательская деятельность В.А.Серова и К.А.Коровина.

Таким образом, к концу XIX - началу XX века в Москве появилась новая художественная школа из числа бывших воспитанников МУЖВЗ. Однако у молодых живописцев возникало немало проблем в вопросах экспонирования своих произведений. Выбор был небольшой. К тому времени существовали Товарищество передвижников (ТПХВ) и Московское товарищество художников (МТХ), учрежденное в 1893 году. Далеко не всем художникам удавалось стать членами этих обществ. Из писем Поленова можно узнать о той напряженной, а порой враждебной атмосфере, которая царила в жюри Совета передвижных выставок, когда решался вопрос об участии молодых художников. Подобная ситуация часто складывалась и на выставках МТХ.

Естественно, у талантливой молодежи возникала мысль о создании своего объединения. Возглавить его предложили В.Д.Поленову. Но Поленов из благородства и коллегиальной этики, не желая соперничать со своими товарищами-передвижниками, отказался от этого предложения. Среди молодых художников также не нашлось достаточно яркого лидера, и идея общества не была реализована.

В Петербурге молодые художники объединились вокруг домашнего кружка А.Н.Бенуа и С.П.Дягилева, которые в конце века создали журнал "Мир искусства", а затем и выставочное объединение этого журнала. Под маркой этого журнала петербургские и московские художники с 1898 по 1903 год устраивали совместные выставки. Из москвичей в выставках "Мира искусства" участвовали М.А.Врубель, В.А.Серов, М.В.Нестеров, А.Е.Архипов, В.Н.Бакшеев, С.А.Виноградов, Н.В.Досекин, Л.О.Пастернак, В.В.Переплетчиков, С.Ю.Жуковский. Выставки проходили исключительно в Петербурге. Лишь в 1902 году Дягилев организовал выставку журнала в Москве. Как писал Нестеров, "Дягилев и его друзья, главным образом Александр Бенуа, поставили себе целью так или иначе завербовать все, что было тогда молодого и свежего".

Между тем отношения между двумя группами художников складывались далеко не безоблачно. Художественный облик выставок по-петербургски парадный, менторский тон С.П.Дягилева, и его субъективная политика в отборе произведений (москвичам попасть на выставку было несравненно сложнее, чем питерцам) вызывало недовольство московских художников. И в конечном итоге по инициативе С.А.Виноградова, Н.В.Досекина и В.В.Переплетчикова живописцы московской группы решились на устройство своей выставки в Москве, которая открылась 26 декабря 1901 года в залах Строгановского художественного училища. Выставка проходила под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны. Принять участие в выставке решили 36 художников из Москвы и Петербурга (участие в выставке было свободным - выставка не имела жюри) и поэтому получила название "36-ти художников". Из мирискусников в ней участвовали А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов. С.А.Виноградов вспоминал впоследствии: "Как весело, как радостно было делать нашу первую такую выставку, как молодо и как верилось, что хорошо будет. И действительно, выставка получилась замечательная и родилась она, должно быть, под какой-то счастливой звездой, успех превзошел все ожидания. И сразу она сделалась популярной и любимой в Москве". В канун художественного сезона 1902-1903 года в Москве почти одновременно прошли вторая выставка "36-ти художников" и пятая, последняя, выставка журнала "Мир искусства". Несмотря на их успех, С.П.Дягилев принял решение о закрытии журнала и прекращении выставочной деятельности.

И снова московские художники выступили с инициативой создания нового объединения, но на этот раз уже московских и петербургских художников. В середине декабря 1903 года после продолжительных дебатов обеих сторон был принят проект устава и утвержден список членов "Союза русских художников". Согласно уставу, общество мыслилось как широкое творческое объединение современного по своим устремлениям искусства, где все пользовались одинаковыми правами, причем каждый член "Союза" имел право без жюри выставлять свои произведения в течение десяти лет со дня вступления. После чего это право должно быть возобновлено голосованием на общем собрании.

Первая выставка СРХ открылась в конце декабря 1903 года в Москве. Она была разнообразна по составу. Здесь нашли место все виды и жанры искусства: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство. Но основу выставки составляли пейзажи московских живописцев, исполненные, как правило, в импрессионистической манере. Петербуржцы представили главным образом графические произведения. Из известных мастеров в ней участвовали В.М.Васнецов, М.А.Врубель, И.С.Остроухов. Выставка обращала внимание необычным, роскошным оформлением - стены были изящно задрапированы тканями, залы украшали цветы и деревья.

Однако уже со второй выставки СРХ между художниками двух школ стали возникать прежние разногласия. Одной из главных причин вновь разгоревшегося спора стали разные представления о смысле красоты. Московские художники, идеологические наследники В.Д.Поленова, были приверженцами "реализма" в выборе сюжета и способа его отображения, что отражалось в энергичной, пастозной манере письма, использовании яркой и насыщенной палитры. Петербуржцы, наследники мирискусников, идеологом которых был С.П.Дягилев, были приверженцами утонченно-рафинированной красоты. Темами их произведений был в основном XVIII век, мир высшей знати, мир маркиз и королей. В искусстве такие настроения воплощались изысканностью линий, изощренностью силуэта, сдержанной и благородной гаммой тонов. Такой подход придавал художникам петербургской группы, с одной стороны, фантастическую уверенность в своих силах, а с другой - снисходительный и высокомерный тон в адрес своих оппонентов, в числе которых очень скоро оказались московские художники. Это привело к тому, что в скором времени "Союз" распался на две части.

С 1908 года выставки в Петербурге и в Москве по инициативе петербуржцев проводятся независимо. Естественно, выставки расходятся по своей художественной концепции и составу участников, теряют свою художественную целостность. В 1910 году "Союз" практически распался после конфликта, вызванного "Художественными письмами" А.Н.Бенуа. В "Письмах", опубликованных в газете "Речь" в феврале - марте 1910 года он дал критическую оценку деятельности "Союза". Определив в качестве критерия художественную значимость произведения, он в достаточно резкой форме разделил художников на три группы: авангард, арьергард и балласт. Естественно, в последние две попали исключительно московские живописцы, что не могло не вызвать у москвичей ответной реакции. Увидев в поступке Бенуа нарушение коллегиальной этики, они поспешили выразить свое недовольство в письменной форме. В ответ почти вся петербургская группа во главе с А.Н.Бенуа вышла из состава Союза русских художников и учредила новое общество под старым названием "Мир искусства". Из москвичей "Союз" покинули В.А.Серов и И.Э.Грабарь.

Искать правых и виноватых в этом конфликте занятие неблагодарное. Чья живопись лучше - пленэрно-импрессионистическая живопись москвичей или символизм и модернизм петербуржцев - пусть решает каждый для себя. Одно можно сказать абсолютно точно: и петербургские и московские художники заняли свое достойное место в истории искусства России. А нам остается лишь сожалеть о случившемся. Объемные экспозиции "союзных" выставок, до распада объединения, дополняли друг друга и вносили разнообразие, как дополняют и разнообразят любую выставку полотна Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога и Пикассо.

Однако история "Союза" на этом не закончилась. После раскола он стал более сплоченным и стилистически однородным. Главной темой сюжетов по-прежнему осталась Россия, ее природа, история, традиции. В цветовом решении "союзники" отдавали предпочтения ярким, радостным, жизнеутверждающим тонам. Несмотря на то, что к 1910 году Союз покинули 17 человек петербургской группы, умерли С.В.Иванов и М.А.Врубель, VIII выставка Союза русских художников 1910 года имела грандиозный успех. И.С.Остроухов в своем письме А.П.Боткиной писал об этой выставке: "Союз торжествует. И публика валом валит, и чуть не вся выставка распродана, и завтра новый вернисаж, с новой огромной картиной Малявина и вещами Головина". В том же году "Союз" пополнился новыми членами. В его состав вошли Н.П.Ульянов, М.С.Сарьян, Н.П.Крымов, П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский, А.В.Средин, С.Н.Судьбинин, Д.С.Стеллецкий.

Группа участников выставки СРХ в доме Художественного общества. 1910.
Слева направо: П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский, К.А.Коровии, Б.М.Кустодиев, К.К.Первухин, С.А.Виноградов, К.Ф.Юон, А.В.Средин, А.М.Васнецов, А.С.Стеллецкий, Н.В.Мещерин, В.П.Бычков, Л.О.Пастернак, В.В.Переплетчиков, С.В.Иванов, М.Х.Аладжалов, А.С.Степанов, А.Е.Архипов

Не менее успешными были и последующие выставки (IX, X, XI). Публика шла на выставку посмотреть что нового выставят Юон, Архипов, Малютин, Серов, Туржанский, Петровичев, Степанов и другие. Именно в этот период (с 1910 по 1914 годы) коллекция Третьяковской Галереи пополнилась лучшими произведениями деятелей СРХ благодаря стараниям попечителя Галереи И.С.Остроухова, который стремился посетить выставку непременно в первый день ее открытия и оставить за Галереей лучшие работы. По его рекомендации были приобретены "Ярмарка" К.Ф.Юона, "Ночной пейзаж" К.А.Коровина, церковные интерьеры В.В.Петровичева, парижские пейзажи Н.А.Тархова, интерьеры А.В.Средина, деревянная скульптура С.Т.Коненкова.

Однако, с 1911 года в "Союзе" стали проявляться новые отрицательные тенденции: "Союз" начал превращаться в замкнутую организацию с практически постоянным составом. Так в из нового устава "Союза", принятого в 1911 году исчез пункт, в котором говорилось о праве каждого члена выставлять свои произведения на выставках объединения в течение десяти лет без жюри.

Группа членов СРХ. 1911.
Слева направо сидят: С.А.Виноградов, В.В.Переплетчиков, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, К.А.Коровин, А.М.Васнецов, А.С.Степанов;
стоят: С.В.Малютин, Л.В.Туржанский, Н.А.Клодт, Н.П.Крымов, В.П.Бычков, А.А.Ясинский, М.Х.Аладжалов

1911 год принято считать началом кризиса "Союза русских художников", который достиг своего максимума в 1914-1923 годах и привел к распаду "Союза". Нетрудно заметить, что максимум кризиса приходится на Первую мировую войну, февральские и октябрьские революционные события, гражданскую войну в России. Основной причиной кризиса называют политическую индифферентность художников. "Несмотря на ужас войны и катастрофические перемены, происшедшие в жизни и в сознании людей, связанные с революцией, произведения "союзников", за редким исключением, по-прежнему рассказывали зрителю об очаровании природы, о гармоничном мире человека, о безмятежной жизни". "Революция, - писал С.М.Городецкий, - не наложила никакого отпечатка на их творчество".

Тут, на мой взгляд, уместно некоторое лирическо-политическое отступление.

Наверно, ни у кого не вызывает сомнения то, что конец XIX и XX век стали самым идеологизированным временем в истории всего человечества. Сколько-нибудь известному человеку чихнуть нельзя было без того, чтобы его чих не анализировался всеми на предмет идеологии: на кого, собственно, он чихает, против чего этим чихом протестует. Так Лев Толстой стал "зеркалом русской революции", Александр Пушкин стал "народным" поэтом и яростным борцом с самодержавием (я помню, что это начало XIX века, но стал он "народным" в XX-ом). Сегодня во времена очередной ревизии истории, стало ясно, что Великая Октябрьская Социалистическая Революция была вовсе не всенародным движением, а вооруженным переворотом очень незначительного количества "революционеров", пусть хорошо организованным, но не поддержанным "широкими народными массами", и поэтому завершившимся решительным и кровавым подавлением недовольства этих самых "широких народных масс". Кстати, сам термин "Великая Октябрьская Социалистическая Революция" первый раз прозвучал в 1927 году. До этого самими большевиками это событие так и называлось "Октябрьский переворот".

Это отступление вовсе не для критики октябрьских событий и последующей гражданской войны. В конце концов, такие революции и даже не менее кровавые случались по всему миру и раньше и позже. В той же Франции, например, таких революций было аж четыре, не считая мелких переворотов ;-), и последняя, кстати, случилась в 1870-71 годах. А что мы можем почерпнуть из произведений Моне, Писсарро, Сислея и других о французско-прусской войне и революции 1970 года и Парижской Комунне 1871 года? А ничего. Моне вместо того, чтобы отображать жизнь восставшего пролетариата, сбежал в Англию. Много ли мы потеряли, что не увидели полотен Моне с Парижскими баррикадами? Зато мы увидели Лондон в тумане и мельницы Голландии. Зато я точно знаю, что мы потеряли. А потеряли мы Фредерика Базиля, убитого на этой войне в возрасте 39 лет, и около двух сотен полотен Писсарро, уничтоженных прусскими солдатами в Лувесьенне. И почему Моне, Писсарро, Сислея и других никогда не обвиняли в политической индифферентности?

Это отступление к тому, собственно, что применительно к художникам "Союза" мне больше нравиться формулировка "верность художественным принципам", а не "политическая индифферентность". Но не буду спорить. Критикам виднее. А я лишь слегка взгрустну, что мировое искусство лишилось великого полотна Коровина "Василий Иванович Чапаев на полях собирает картофель для стратегического планирования военных компаний" ;-).

Тем не менее с 1917 по 1922 в выставочной деятельности "Союза" был пятилетний перерыв. В январе 1922 года открылась XVI выставка СРХ. Тогда же был обновлен состав "Союза". "Союзники" сразу принимают в свои ряды одиннадцать человек, среди них: Н.А.Андреев, В.Н.Домогацкий, Н.В.Крандиевская, О.С.Малютина, В.Н.Яковлев. Такого большого приема не было с 1910 года.

Группа членов СРХ на XVI выставке (Москва, 1922). 1922.
Первый ряд слева направо: Д.В.Туржанский, С.Ю.Жуковский, Н.В.Крандиевская, К.Ф.Юон, С.А.Виноградов, А.М.Васнецов, А,С.Степаиов, К.А.Коровин.
Второй ряд: С.В.Малютин, М,Х,Аладжалов, М.Н.Яковлев, А.В.Средин, И.И.Захаров, В.Н.Домогацкий, А.Е.Архипов, А.А,Ясинский, В.Н.Яковлев.
Третий ряд: (фамилия не установлена), М.С.Пырин, П.И.Петровичев, Н.С.Зайцев, (фамилия не установлена), Б.Н.Яковлев, Ф.И.Захаров, А,С.Рыбаков, В.П.Бычков

В декабре того же года проходит XVII выставка, в которой кроме членов "Союза" принимали участие молодые художники. Однако выставка не пользовалась большой популярностью у публики. Сразу же после ее закрытия обсуждаются планы устройства следующей выставки. Эта XVIII "Весенняя выставка Союза русских художников", открывшаяся 13 мая 1923 года, стала последней.

Дальше началась иная жизнь и иная история...

Вернуться на экспозицию


E-mail