Союз русских художников

В этом зале представлены 26 работ, принадлежащих художникам, входившим в "Союз русских художников" или близким к нему. Картины сопровождаются краткими биографическими справками по авторам этих картин. Не следует думать, однако, что художники, представленные на этой выставке, и есть основные представители русского импрессионизма. Нет, их круг гораздо шире и не может быть полностью охвачен рамками данной выставки.

История "Союза русских художников" (СРХ) начиналась в конце XIX века в двух российских столицах древней и новой: Москве и Санкт-Петербурге. Ведущая роль в создании Союза принадлежала Москве, что, кстати, подчеркивала эмблема первой выставки СРХ в 1903 году, автором которой был М.Л.Врубель - на изумрудно-зеленом фоне стилизованный герб Москвы - Георгий Победоносец пронзает змея. А облик, как первой, так и последующих выставок СРХ - а в них участвовали художники самых разных творческих объединений и направлений - определяли работы москвичей - воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), преимущественно пейзажистов. далее...


АРХИПОВ (Пыриков) Абрам Ефимович
1862, д. Егорове Рязанской губ. - 1930, Москва

Учился в Москве в МУЖВЗ (1877-1883,1886-1888) у В.Г.Перова, А.К.Саврасова, Е.С.Сорокина, И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского, В.Д.Поленова; в Санкт-Петербурге в ИАХ (1884-1886) у Б.П.Вил-Левальде, К.Б.Венига, П.П.Чистякова. В 1888 совершил поездку по Волге, по Рязанской губернии. С 1902 неоднократно бывал на Русском Севере. В 1896 посетил Берлин, Париж, Вену, Флоренцию, в 1912 путешествовал по Германии, Франции, Австрии, Италии. Преподавал в Москве в МУЖВЗ (1894-1918); 2-х ГСХМ (1918-1920); Вхутемасе (1922-1924). Академик ИАХ (с 1898). Народный художник Республики (с 1927). Член ТПХВ (с 1891), МОЛХ (с 1891), член-учредитель СРХ (с 1903, входил в состав комитета в 1908-1913,1916,1918, 1922), член АХРР (1922-1930).

Участие в выставках: ТПХВ (1889-1893, 1895-1898, 1900-1901); МОЛХ (1891-1892); СРХ (1903-1917, 1922); "Мир искусства" (1903).
Персональные выставки: 1927, 1949, 1962 - Москва; 1963 Ленинград; 1964 Киев, Минск, Рига; 1987 Рязань.


В комнатах. За работой. 1926. Холст, масло. 106 х 86.
Слева внизу подпись и дата: А. Архипов 26
Поступление. В 1927 от Главнауки; приобр. у автора.
Инв. 10220 ГТГ

Скромный мотив жанровой сцены в интерьере преображается у А.Е.Архипова, по определению Д.В.Сарабъянова, в красочную "живописную новеллу". Художник интерпретирует мгновения жизни как движение ее красоты.


БАКСТ (Розенберг) Лев Самойлович
1866, Гродно - 1924, Париж

В Санкт-Петербурге учился в качестве вольнослушателя в ИАХ (1883-1887) у К.Б.Венига и П.П.Чистякова. В 1891 совершил поездку в Германию, Францию, Испанию, Италию. В 1893-1896 в Париже посещал академии Ж.Л.Жерома, Р.Жюльена; брал уроки уА.Эдельфельта. В 1893-1900-х путешествовал по Испании, Северной Африке, Греции, Италии, Финляндии. В 1902-1904 оформлял спектакли Эрмитажного, Мариинского и Александрийского театров в Санкт-Петербурге. С 1909 сотрудничал в антрепризе С.П.Дягилева "Русские сезоны" в Париже. Руководил в Санкт-Петербурге частной художественной школой-студией Е.Н.Званцевой (1906-1910).
С 1910 жил и работал в Париже. Академик ИАХ (с 1914), член Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе. Один из организаторов объединения "Мир искусства" (с 1900), член СРХ (1903-1910), член Осеннего салона (Париж).

Участие в выставках: Русских и финляндских художников (1898); "Мир искусства" (1898-1903, 1906, 1912, 1913); СРХ (1903-1910); Осенний салон (1907, 1908, 1911, 1926-Париж).
Персональные выставки: 1893 Париж; 1913 Лондон; 1916 Нью-Йорк; 1923 Чикаго; 1925 Париж; 1938 Лондон; 1966 Ленинград; 1991 Санкт-Петербург.


Портрет Л.П.Гриценко. 1903. Холст, масло. 142,5 х 101,5.
Слева внизу подпись: Л. Бакст.
Собрания, владельцы. Улитина.
Поступление. Приобр. в 1932 у Улитиной.
Инв. 22001 ГТГ

Любовь Павловна Гриценко-Бакст (1870-1925) - дочь П.М. Третьякова, жена художника Л.С.Бакста, в первом браке Гриценко. Пленэрный портрет Любови Павловны на балконе гостиницы в Ментоне написан во время совместного путешествия по Франции, где она пребывала в качестве невесты Бакста. А.Н.Бенуа подробно описывает момент их знакомства и увлечения. В 1902 году в Санкт-Петербурге художник работал над балетом "Фея кукол" для придворного театра Эрмитаж. Тогда же Любовь Павловна впервые позировала ему в мастерской. Портрет будущей жены, по свидетельству современников, получился "очень схожий и удачный" и был включен в декорацию к балету. "Встречая полную взаимность, - писал А.Н.Бенуа, - его (Л.Бакста. - О. А.) у влечение вскоре приобрело характер более пылкий, а еще через короткое время стало ясно, что это не простой флирт, а настоящий роман".


БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович
1870, Саратов - 1905, Таруса

Первоначальное художественное образование получил в Саратове в студии живописи и рисования В.В.Коновалова. Учился в Москве в МУЖВЗ (1890-1891, 1893-1895) у Н.В.Неврева, К.В.Лебедева, В.Д.Поленова, К.Л.Савицкого. В Санкт-Петербурге состоял вольнослушателем в АХ (1891-1893), занимаясь в мастерских В.П.Верещагина, К.Б.Венига, брал уроки у П.П.Чистякова.
В 1894 совершил поездки по Волге, Дону, Кавказу и Крыму. В 1895-1898 в Париже брал уроки в академии Ф.Кормона. В 1898-1904 жил и работал в Саратове. В 1904 побывал в Германии. Член МТХ (с 1899), СРХ (с 1903); входил в состав комитета в 1904).

Участие в выставках: МОЛХ (1898-1899); МТХ (1900-1906); "Алая роза" (1904); СРХ (1905-1906); Осенний салон (1905, Париж).
Персональные выставки: 1904 Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дрезден; 1907 Москва; 1908 Санкт-Петербург; 1916, 1917, 1973-Москва; 1973-1974 Ленинград.


Майские цветы. 1894. Холст, масло. 51 х 64.
Посередине внизу подпись и дата: Борисов-Мусатов 1894.
Собрания, владельцы. Вел. кн. Елизавета Федоровна, Москва; 1-й Пролетарский музей Городского р-на Москвы.
Поступление. В 1923 из 1-го Пролетарского музея Городского р-на Москвы.
Инв. 5000 ГТГ

Картина написана для ученической выставки на основе эскизов и набросков, сделанных В.Э.Борисовым-Мусатовым во время пребывания в Саратове летом 1894 года. На ней изображены сестра художника Елена и дочь его учителя, живописца В.В.Коновалова, - Нина. Работа вызвала самые противоречивые оценки у современников: друзья по МУЖВЗ любовались декоративностью полотна, в то время как многие, официальные рецензенты именно в ней усматривали главный грех художника - "декадента". "Майские цветы" - первое произведение, которое так явно обнаруживает стремление автора сменить импрессионистический угол зрения на декоративистский, "мусатовский". Вот как о картине написал Я.А.Тугендхолъд: "Мусатова привлекли не девочки на фоне яблонь, но и девочки, и яблони, одинаково ставшие майскими цветами, красочными арабесками, весенними пятнами. Это и есть подход к миру - декоративный".
(Цит. по изд.: Тугендхольд Я.А. Молодые годы Мусатова // Аполлон. 1915. № 8-9. С. 27).


БРАЗ Иосиф (Осип) Эммануилович
1873, Одесса - 1936, Париж

В 1890 окончил Одесскую рисовальную школу, учился у К.К.Костанди. Учился в Мюнхене в частной школе Ш.Холлоши и в Королевской Академии художеств (1890-1894). Занимался в качестве вольнослушателя в ВХУ при ИАХ в Санкт-Петербурге (1895-1896) в мастерской И.Е.Репина. В 1900-х совершил поездки во Францию, Испанию, Финляндию. В 1907-1911 работал во Франции. Преподавал в Санкт-Петербурге в собственной частной студии (с конца 1890-х); Рисовальной школе ОПХ (1902-1904); ПГСХМ-Вхутеине (1918-1924); Вхутеине (1927-1928). С 1928 жил в Париже. Академик ИАХ (с 1914). Член СРХ (с 1903), объединения "Мир искусства" (1910), Общины художников (1920-е).

Участие в выставках: МОЛХ( 1896-1899); русских и финляндских художников (1898); "Мир искусства" (1900-1903, 1911-1917, 1922,1924); "36-ти художников" (1901, 1902); СРХ (1903-1907), Община художников (1921).
Персональные выставки: 1926 Новгород.


Портрет Е. М. Мартыновой. 1896. Холст, масло. 191,2 х 83.
Справа вверху геральдическая лилия.
Поступление. Приобр. П.М.Третьяковым в 1896 у автора.
Инв. 1606 ГТГ

Елизавета Михайловна Мартынова (1868-1905) - художница, ученица ИАХ, где проходила курс обучения вместе с К.А. Сомовым. По воспоминаниям современников, была натурой эмоциональной, гордой и легкоранимой. Она любила искусство, верила в свое высокое призвание и мечтала об известности и славе. Не раз служила моделью для портретов и картин, писавшихся с нее друзьями-художниками. Портрет создан в 1896 году, раньше "Больной" Ф.А.Малявина и знаменитой "Дамы в голубом" К.А.Сомова. Бразуловил естественную кокетливость и юную самоуверенность Мартыновой, привыкшей быть в центре внимания кружка академической молодежи. П.М. Третьяков, приобретя портрет, поместил его в "репинский" зал. По словам А.П. Чехова, "это соседство не мешало ему сиять".
(Цит. по изд.: Чехов А.П. Поли. собр. соч. в 20-ти т. Т. XVII. М., 1949. С. 102).
(Цит. по изд.: БенуаА.Н. Мои воспоминания. В 5 кн. Кн. 4,5: М., 1980. С. 370).


БРОДСКИЙ Исаак Израилевич
1883, с. Софиевка Таврической губ. - 1939, Ленинград

Учился в Одесском художественном училище у К.Костанди (1896-1902); в ВХУ при ИАХ (1902-1908) у П.Е.Мясоедова, Я.Ф.Ционглинского, И.Е.Репина. В 1909-1911 как пенсионер ИАХ посетил Берлин, Мюнхен, Париж, Мадрид, Лондон, Константинополь, Афины, Рим, Венецию. В 1910-е неоднократно совершал поездки в Псков, Тверскую губернию. В 1925 побывал в Баку. В 1930 работал в Днепропетровске. Преподавал в ЛИНЖАС (1932-1939). Профессор (1932). Директор ВАХ (с 1934). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Член Общины художников (с 1908), СРХ (с 1910), АХРР (с 1924), Общества имени А.И.Куинджи (с 1924, председатель с 1930).

Участие в выставках: СРХ (1907-1918); МОЛХ (1909); "Мир искусства" (1911); ТПХВ (1914-1916); АХРР (1924-1926).


Аллея парка. 1930. Холст, масло. 125 х 108.
Слева внизу подпись: И. Бродскт 1930
Поступление. В 1934 приобр. у автора.
Инв. 15144 ГТГ

По воспоминаниям, И.И.Бродский "не раз приносил на занятия со своими учениками пейзажи Рылова, Нестерова, Юона, Жуковского, Виноградова, Туржанского, Степанова... Своих старших товарищей по "Союзу русских художников" - К.Юона, А.Рылова, С.Виноградова, Л.Туржанского - Бродский называл в числе мастеров, оказавших большое воздействие на его творчество". (Цит. по изд.: Музей-квартира И.И.Бродского. Л., 1958. С. 7). "Из русских художников... очень люблю Степанова, Юона, Жуковского, Крымова, Туржанского..." (Из воспоминаний И.И.Бродского; цит. по изд: Бродский И.И. Мой творческий путь. Л., 1965. С. 56).


ВИНОГРАДОВ Сергей Арсеньевич
1809, с. Большие Соли Костромской губ. - 1938, Рига

Учился в Москве в МУЖВЗ (1880-1889) у К.С.Сорокина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова; с 1881 посещал рисовальные вечера и доме В.Д.Поленова. Учился в Санкт-Петербурге в ИЛХ (1889) у Б.П.Виллсвальде и К.Ь.Венига. В 1889 вернулся в Москву, где жил до 1924. Преподавал в Москве в Строгановском училище (1898-1913). В 1888 путешествовал по Волге, в 1900 - по древним русским городам. В 1900-е совершил поездку по Русскому Северу, а также в Крым. Неоднократно бывал во Франции, в 1910-1915 ездил в Испанию, Италию. В 1925 поселился в Риге. Академик ИАХ (с 1912). Член МОЛХ (с 1893), ТПХВ (1899-1903), член-учредитель СРХ (1903, входил в состав комитета в 1906-1918, 1921).

Участие в выставках: МОЛХ (1889-1890, 1892-1901, 1908); ТПХВ (1892-1891, 1897-1901); "Мир искусства" (1901-1903. 1900); "36-ти художников" (1901, 1902); СРХ (1903-1904, 190(5-1923).
Персональные выставки: 1925, 1935. 1936-1937-Рига.


В усадьбе осенью. 1907. Холст, масло. 62,3 х 80.
Слева внизу подпись и дата: Сергей Виноградовъ 07
Поступление. Приобр. в 1908 Советом галереи у автора.
Инв. 1568 ГТГ

Картина написана в имении Головинка Мценского уезда Орловской губернии, принадлежавшем Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене В.С.Мамонтова. В этой семье А.С.Виноградов был частым гостем. Здесь же он создал лучшие свои произведения. "Головинка - красивейшая усадьба, поэтическое дворянское гнездо со всем укладом настоящего барства. Перед домом чудесный цветник, много роз, за которыми, помимо садовника, ухаживала красивейшая из женщин - хозяйка, сама похожая на розу. Сад кончался газонами и переходил в живописный парк с длинными липовыми и еловыми аллеями. А при самом выходе из цветника в парк, по обе стороны дорожки были большие ряды с цветами-маттиолами, совсем днем невидными, начинающими жить только с вечера до утра..." (Цит. по изд.: Виноградов С. Прежняя Москва: Воспоминания. Рига, 2001. С. 178).
"Как воодушевляла Головинка милая! Как хотел я передать в картинах ее поэзию, ее радостность. Работал я настойчиво, с большим волнением. Написал много-много вещей там. Мои головинские картины рассыпаны по всей России, по музеям и частным собраниям. Есть Головинка и в музее в Праге. И золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене я получил за картину из Головинки... Радость работы была на счастье похожа. И как же не любить мне ее, родную красавицу. И как не вспомнить о былом счастье! Теперь все это в далеком прошлом. Умер быт, красивейший, поэтический быт! Умер навсегда!" (Цит. по изд.: Виноградов С. Прежняя Москва: Воспоминания. Рига, 2001. С.182).


ГРАБАРЬ (Храбров) Игорь Эммануилович
1871, Будапешт - 1900, Москва

Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1889-1893); посещал мастерскую П.П.Чистякова в ИАХ (1892); учился в ВХУ при ИАХ (1894-1896) у В.Е.Савипского, Н.А.Бруни, И.Е.Репина (с 1896). Продолжил образование и Мюнхене и школе А.Ашбе (1896-1899). Посещал в Париже академии Р.Жюльена и Ф.Коларосси (1897). Преподавал в Мюнхене в совместной школе А.Ашбе и И.Грабаря (с 1899). С 1901 жил в Петербурге, с 1903 - в Москве. В 1900-1910-х часто совершал поездки по городам России, неоднократно выезжал за границу. Попечитель Третьяковской галереи (1913-1917), ее директор (1917-1925). Директор Государственных центральных реставрационных мастерских (1918-1930); научный руководитель (с 1944). Директор ИЖСА (1943-1946), НИИ истории искусств АН СССР (1944-1960). Преподавал в МГУ (1920-1946), МГХИ (1937-1943). Действительный член АН СССР (1943), АХ СССР (1917). Народный художник СССР (1950). Член объединения "Мир искусства" (с 1901),СРХ (с 1903).

Участие в выставках: МОЛХ( 1898-1899); "Мир искусства" (1902-1903, 1906, 1915, 1916, 1922); СРХ( 1903-1910).
Персональпые выставки: 1936 Москва, Ленинград; 1944, 1947 - Москва; 1951 Иркутск; 1972 Киев, Краков, Варшава.


За самоваром. 1905. Холст, масло. 80 х 80.
Справа внизу подпись и дата: Игорь Грабарь Октябрь 1905.
Поступление. Приобр. в 1936 у автора.
Инв. 22541 ГТГ

В 1903-1917 годы И. Э. Грабарь подолгу жил в подмосковном имении Дугино, принадлежавшем художнику Н.В.Мещерину, потомку основателя Даниловской мануфактуры. Грабарь писал об укладе жизни в этом доме: "В Дугине круглый год были цветы - либо полевые, либо свои, оранжерейные, либо привезенные из Москвы, от Ноева. Не помню большого длинного стола в столовой без каких-либо цветов в вазах. Цветы стояли, кроме того, на окнах, на других столах и обычно на рояле... и самовар в Дугине не сходил со стола ни днем, ни ночью. На ночь самовар одевали в ватные одеяла и шерстяные ткани, чтобы поддержать горячую воду до утра".
(Цит. по изд.: Грабарь И.Э. Автомонография. М.; Л., 1937. С. 210.)
Именно здесь живописец создает целую серию изысканных натюрмортов.


ДОСЕКИН Николай Васильевич
1863, Харьков - 1935, Москва

В конце 1870-х - начале 1880-х брал уроки рисунка и живописи у Е.Шрейдера в Харькове. Учился в Париже у Е.С.Кругликовой (1900-е). С 1886 совершал поездки в Турцию, Италию, Францию, Германию, Англию, Голландию, Бельгию; в 1895 - на Северный Ледовитый океан. С 1896 жил в Париже, ежегодно приезжал в Россию; с 1914 жил в Москве. Руководитель художественных работ в Московском кустарном музее ВСНХ (1922-1925).
Член МОЛХ (с 1893), ТПХВ (1899-1900), член-учредитель СРХ (с 1903; в 1911 вышел из СРХ и участвовал на выставках только как экспонент).

Участие в выставках: ТПХВ (1888-1900); МОЛХ (1889-1891, 1893-1900); МТХ (1895, 1899-1901, 1902); "Мир искусства" (1900, 1901, 1903); "36-ти художников" (1901-1902); СРХ (1903-1923); АХРР (1926); ОХР (1928).


В море. 1899. Холст, темпера. 67,2 х 107,2.
Справа внизу подпись и дата: Н. Досекинъ 99.
Поступление. Дар в 1986 С.Н.Горшина, Химки Московской области.
Инв. Ж-1359 ГТГ

"В музыке тона, так сказать, фиксируются. Не то мы видим в живописи. Здесь тон представляется чем-то неопределенным, и ни один художник не возьмет указанного тона верно.
Такое положение дела вызывает необходимость создать систему, подобную грамматике звуков.
Как известно, цвета заключаются в солнечном спектре, но цвет не есть еще тон. Тон заключает в себя 3 понятия: цветистость, степень разбела и отношение. Делая опыты с цветами в этих трех направлениях, мы получим целую систему тонов. При писании с натуры приходится встречаться с двоякого рода условиями:
1) когда можно брать тон положительно точно, как, например, при писании портрета в комнате, и 2) при работе на воздухе, где сила тона красок очень разнится от действительного тона и где уже приходится брать отношениями".
(Из доклада Н.В.Досекина "О мерах к развитию чувства колорита"; цит. по изд.: Труды первого съезда русских художников и любителей художеств в 1894 году. М., 1990. С. 118).


ЖУКОВСКИЙ Станислав Юлианович
1875, мыза Ендриховици Гродненской губ. - 1944, концлагерь Пруткове под Варшавой

Учился в Москве в МУЖВЗ (1892-1901) у С.А.Коровина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана. Преподавал в Москве в собственной школе-студии живописи и рисования (1906-1907). В 1890-1900-х много путешествовал по Гродненской губернии, Украине, средней полосе России. В 1912 совершил поездку в Германию, Швейцарию, Францию, Италию. В 1923 уехал в Польшу. Академик ИАХ (с 1907). Член МОЛХ (1899-1908), ТПХВ (с 1903), член-учредитель СРХ (с 1907, входил в состав комитета в 1911-1913, 1916).

Участие в выставках: МОЛХ (1895-1901); ТПХВ (1896-1918); "Мир искусства" (1902, 1903); СРХ (1904-1918, 1923); ОПХ (1893-1903, 1909, 1909-1910, 1914).
Персональные выставки: 1920 Вятка; 1921 Москва; 1929 Варшава, Краков; 1931, 1934, 1935, 1937, 1939 - Варшава; 1971 Москва; 1973 Ленинград, Москва; 1973-1974 Минск.


Пасхальный стол. 1915. Холст, масло. 87,5 х 132,3.
Внизу подписи - справа: Академик С.Жуковский, слева: S. Youkowsky
Собрания, владельцы. И.Д.Шадр; Т.В.Шадр, Москва.
Поступление. В 1974 от Т.В.Шадр.
Инв. Ж-762 ГТГ

К этому сюжету С.Ю.Жуковский обращался не один раз. М.И.Антоневич, близкая подруга племянницы художника, вспоминала: "При первых проталинах нам с Марусей Станислав Юльевич предложил проехать на лыжах в лес, на горы. И там топором и ножом кухонным выкопать кусты подснежников - голубых перелесок, принести их домой. Накопать в подполье земли, а он приготовит, сколотит ящик и посадит их в него. Чтобы они расцвели к Пасхе. Мы все это проделали. А он еще овес посеял в большую глубокую тарелку. Все выросло и расцвело замечательно! Станислав Юлъевич поставил их на окно своей комнаты. К окну приставил стол. Накрыли скатертью, поставили все, что полагалось для пасхального стола, и он написал картину. Среди овса лежали крашеные яйца. А за окном видна березовая аллея. Когда кончил, позвал нас и показал нам. Мы все были в восторге, а он хвалил нас, что мы ему столько накопали цветов, так постарались. Где эта картина, я не знаю, а как бы хотелось взглянуть на нее по прошествии многих лет". (Цит. по изд.: Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский: Жизнь и творчество. 1875-1944. М., 1982. С. 224).


ИСУПОВ Алексей Владимирович
1889, Вятка-1957, Рим

Учился в Москве в качестве вольнослушателя в МУЖВЗ (1908-1913) у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова, К.А.Коровина, В.А.Серова. В 1910-е совершил поездки по Волге, Уралу, Крыму и Кавказу. В 1918-1921 посетил многие города Средней Азии. Преподавал в Ташкентской народной краевой художественной школе (1919, 1921). В 1920 жил и работал в Самарканде. В 1921 вернулся в Москву. С 1925 жил в Италии, много путешествовал.

Участие в выставках: МОЛХ(1910); СРХ (1910-1916, 1923); ТПХВ (1912-1923).
Персональные выставки: 1927, 1928 Рим; 1931 Милан; 1935 Триест, Пергамо; 1945 Рим; 1971-1972 Киров, Москва; 1977 Ташкент; 1991 Москва.


Лошади у стога. Первая четверть XX века. Холст, масло. 100 х 76.
Справа внизу подпись: Alessiojssupoff.
Поступление. Дар в 1968 Т.Н.Исуповой, вдовы художника, Рим.
Инв. Ж-606 ГТГ

А.В.Исупов экспонировался на выставках СРХ со второго курса МУЖВЗ. Помимо эффектных, ярко освещенных пейзажей, любил изображать сцены из жизни простых людей. Сюжеты картин о лошадях, скачках, цыганах также взяты из впечатлений детских и юношеских лет. Оказавшись после 1925 года в Италии, Исупов не утратил страсти к лошадям и постоянно посещал ипподромы.


КЛОДТ фон Юргенсбург Николай Александрович
1865, Санкт-Петербург - 1918, Москва

Учился и Москве в МУЖВЗ (1880-1886) у В.К.Маковского, И.М.Прянишникова, П.С.Сорокина; вышел из училища, не закончив обучения. С 1901 работал как театральный художник в Москве и Санкт-Петербурге. В 1880-1890-х путешествовал по Русскому Северу, волжским городам, в 1900-х неоднократно совершал поездки по Кавказу, Крыму. В 1900 посетил Париж, в 1906, 1908 - Бретань, Женеву, Биарриц, Нерви, Геную.
Преподавал в Москве в МУЖВЗ (1902-1918). Член МОЛХ (с 1893), МТХ (1893-1902), член-учредитель СРХ (с 1903).

Участие в выставках: МОЛХ (1889, 1892, 1894-1898); МТХ (1893, 1894, 1896, 1899-1901); ТПХВ(1894); "36-ти художников" (1901, 1902); СРХ( 1903-1918).
Персональпые выставки: 1940 Ленинград, Москва.


На реке. 1909. Холст, масло. 72 х 92.
Справа внизу подпись: Н Клодтъ 1909 г.
Собрание,владельцы. Е.К.Чернышева, Москва.
Поступление. В 1907 по завещанию К.К.Чернышевой.
Инв. Ж-616 ГТГ

"Клодт принадлежал по своему художественному направлению к кругу Константина Коровина и Серова. Не подражая внешне ни тому, ни другому, он одинаково с ними беззаветно любил русскую природу, любил ее до прямого обожания и жадно искал типичные "русские мотивы" без конца скитаясь со складным мольбертом и ящиком с красками по окрестностям Москвы. Во время этих скитаний он приобрел огромное мастерство кисти и выработал тот клодтовский стиль, с которым несомненно войдет в историю русской живописи".
(Цит. по изд.: Грабарь И. Николай Александрович Клодт. 1865-1918: Каталог выставки. Л.; М. 1940. С. 5).


КОРОВИН Константин Алексеевич
1861, Москва - 1939, Париж

Учился в Москве в МУЖВЗ (1875-1880, 1882-1886) у Е.С.Сорокина, В.Г.Перова, И.М.Прянишникова, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова; в Санкт-Петербурге - в ИАХ(1881). Посещал рисовальные вечера в доме В.Д.Поленова. В 1885 стал участником Абрамцевского художественного кружка. В 1887 побывал в Париже, в 1888 путешествовал по Италии и Испании. В 1894 совершил поездку на Русский Север, в Норвегию и Швецию. С 1885 - художник Русской частной оперы С.И.Мамонтова; с 1910 - главный декоратор и художник-консультант Императорских театров в Москве. Преподавал в Москве в МУЖВЗ (1901-1918); 2-х ГСХМ (1918-1919). В 1923 уехал в Париж. В 1920-1930-х занимался оформлением спектаклей для театров Европы и Америки. Академик ИАХ (с 1905). Член МОЛХ (с 1889), объединения "Мир искусства" (с 1900), СРХ (с 1903).

Участие в выставках: МОЛХ (1889, 1893-1899, 1901, 1905, 1908-1911); ТПХВ (1889, 1891, 1893-1899); русских и финляндских художников (1898); "Мир искусства" (1899-1903, 1906, 1921-1922); "36-ти художников" (1901, 1902); СРХ (1903-1923).
Персональные выставки: 1921, 1923 - Москва; 1923 Берлин; 1925, 1932 - Париж; 1941 Москва; 1961 Киев; 1963, 1986-1987 - Ленинград; 1987 Москва.


Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина. 1905. Этюд. Холст, масло. 65 х 46,1.
Справа внизу подпись и дата: Конст. Коровин 1905. июль 1. Надпись: Отрадное Собрания.
Владельцы: И.А.Морозов, Москва; ГМНЗИ.
Поступление: в 1927 из ГМНЗИ
Инв. 9104 ГТГ

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) - великий русский артист, исполнитель басовых партий. К.А.Коровин и Ф.И.Шаляпин познакомились в середине 1890-х годов в Русской частной опере С.И.Мамонтова. Их роднило многое: совместная работа в театре, любовь к искусству, жизнелюбие. С конца 1890-х годов они продолжали сотрудничество уже в Большом театре. Крепла и их дружба: Шаляпин часто приезжал к Коровину в его имение Охотино близ станции Итларь по Ярославской железной дороге, где они вместе охотились, рыбачили. Сходство характеров, интересов позволило Коровину, как никакому другому живописцу, передать широту души и особую "лучезарность" личности певца.


Костер в лесу. 1921 (?). Холст, масло. 66,5 х 86.
Слева внизу подпись и дата: Конст Коровин 192[1 - неразборчиво].
Собрания, владельцы. В.Г.Дулова, Москва.
Поступление. В 2000 по завещанию В.Г.Дуловой.
Инв. Ж-1725 ГТГ

"Живопись Коровина - образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира. Его меткий глаз и его темперамент, художника больше пленялись первичной свежестью живописи чем холодом завершающего этапа творчества. Он пришел в искусство с большим талантом и с большим талантом из него ушел".
(Цит. по изд.: К.Ф.Юон. Об искусстве: Выставки. Обзоры // Художественная жизнь. Т. 2. М., 1959. С. 254).
"Наконец, выставка "Союза" готова. Щиты затянуты материей, картины висят на местах по авторам. Вот широко раскинулись гирляндами ярких цветов картины Константина Коровина. Краски сверкают, радостно играют на солнце живыми цветами, щедро разбросанными смелой кистью мастера. Сам Коровин в распахнутой шубе сидит, точно боярин".
(Из воспоминаний А.А.Рылова.; цит. по изд.: Рылов А. Воспоминания. Л., 1977. С. 163).


МИЛИОТИ Николай Дмитриевич
1874, Москва - 1962, Париж

Учился в Москве в МУЖВЗ (1898-1900) у С.В.Иванова, А.ЕАрхипова, К.А.Коровина; затем продолжил обучение в Париже у Ж.П.Лоранса, Б.Констана и М.Уистлера, слушал лекции в Сорбонне. В 1890-1900-х много путешествовал по Европе. В 1923 поселился в Париже. Преподавал в академии Т.Л.Сухотиной-Толстой в Париже (1929-1930). Член СРХ (с 1904), Осеннего салона (1906, Париж), объединения "Голубая роза" (1907), Общества свободной эстетики (1907), член-учредитель объединения "Мир искусства" (1910).

Участие в выставках: СРХ (1906-1910); "Мир искусства" (1906, 1910-1913); "Голубая роза" (1907, 1925); "Стефанос (Венок)" (1907).
Персональные выставки: 1907 Брюссель; 1920 Ялта; 1920 София; 1925 США; 1929 Париж; 1938 Париж; 1942 Биарриц.


Портрет Л.Н.Гауш. 1905. Холст, масло. 82 х 67.
Собрания, владельцы: И.С.Остроухов, Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова - Москва
Поступление: В 1929 из Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова
Инв. 11119 ГТГ

Любовь Николаевна Гауш (1877-1943), урожденная Милиоти, жена художника А.Ф.Гауша, художница, работавшая в области станкового, декоративно-прикладного искусства, миниатюры. Портрет был представлен на многих выставках, в том числе на знаменитой выставке "Голубая роза" (1907), ставшей впоследствии названием объединения, к которому присоединился Н.Д.Милиоти.


ПЕРВУХИН Константин Константинович
1863, Харьков - 1915, Москва

Учился в Харькове в рисовальной школе М.Д.Раевской-Ивановой (1883-1884); в Санкт-Петербурге занимался в качестве вольнослушателя в ИАХ (1886) у П.П.Чистякова. Начиная с 1896 подолгу жил в Италии (Венеция, Капри). В 1896 совершил поездку в Грецию, Константинополь, в 1900 - в Париж, в 1901 -в Германию. В 1900-х путешествовал по Кавказу, по Волге, побывал в Крыму. Преподавал в Москве в Строгановском училище (1902-1915). Член ТПХВ (1899-1903), член-учредитель СРХ (1903).

Участие в выставках: ТПХВ (1887-1890, 1894, 1896-1903); МОЛХ(1892); "36-ти художников" (1901-1903); СРХ (1903, 1905-1915).
Персональные выставки: 1916-1917 Москва.


Венеция. Площадь святого Марка. 1912. Этюд. Картон на фанере, масло. 16,7 х 11,7.
Справа внизу подпись: К.Первухинъ
Поступление: Дар в 1960 С.А.Первухиной, вдовы художника.
Инв. Ж-208 ГТГ

"Если день хороший - не в состоянии оторвать глаз от Венеции, часто иду кружным путем, чтобы напиться допьяна глазами красок и жизни, которая так живописна; дома всегда есть с чем повозиться, то пишу по впечатлению, то привожу в порядок принадлежности. Работаю вечером, уже почти в сумерках, а потом и совсем в темноте под электрическим фонарем на riva, т.е. у воды, где все-таки вечерний холодок и сырость всегда дают себя знать, особенно когда работаешь, т.е. сидишь почти не двигаясь. Боюсь, скоро, скоро окончатся эти красивые дни". (Из письма К.К.Первухина к Л.ВЛепешкиной. Осень 1912. - ОР ГТГ. Ф. 88. Ед. хр. 111. Л. 1 об.).
"Увидел совсем новой мою Salute, а главное такой, что слеза прошибла, а руки задрожали. Глазами гляжу, гляжу и наглядеться не в мочь. Бывают такие дивные минуты, что чудится, будто вновь на Божий свет родился -так велик интерес, что проплывает перед глазами. Работал сумерки, разумеется Salute бросил, когда стали уже не видны краски и сидел - пил ее глазами, а потом вскочил с каким-то тревожным предчувствием. Ах - не опоздать бы, не опоздать бы... Видел с парохода такие миражи сумерек, что стонал от исступления. Природа как будто захотела дать реванш за несколько скверных дней. Все - и вода, и огни, и даже луна - все явилось на мой жран и плыли, плыли, а я смеялся и плакал в душе, и молился своей молитвой - молитвой глаз, а у меня они неотделимы от души". (Из письма К.К.Первухина к Бартрам. Осень 1912. - ОР ГТГ. Ф. 88. Ед. хр. 107. Л. 25, 25 об.).


ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич
1878, г. Хвалынск Саратовской губ. - 1939, Ленинград

Первоначальные навыки рисования и живописи получил у местных иконописцев в Хвалынске. В Санкт-Петербурге посещал занятия в ЦУТР (1895-1897); учился в Москве и МУЖВЗ( 1897-1905) у А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, В.А.Серова. Весной 1901 и Мюнхене занимался в студии А.Ашбе. Продолжил в Париже свое образование в академии Ф.Коларосси (1906-1907). В 1905-1906 путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. Неоднократно совершал поездки по волжским городам. В 1907 побывал в Северной Африке. В 1909 вернулся в Россию. В 1925 посетил Париж. Преподавал в Санкт-Петербурге в частной художественной школе-студии Е.Н.Званцевой (1910-1917); ПГСХМ-ЛИНЖАС (1918-1933). Заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1930). Член объединения "Мир искусства" (с 1910), СРХ (с 1910), общества "Четыре искусства" (с 1925).

Участие в выставках: СРХ (1909-1910); "Золотое руно" (1909); "Мир искусства" (1910-1913, 1915-1918, 1922-1924); "Четыре искусства" (1925, 1926, 1929);
Персональные выставки: 1909 Санкт-Петербург; 1936 Москва; 1937, 1966-Ленинград, Москва; 1967 Прага, Бухарест, София; 1978 Ленинград; 1980 Ленинград, Москва.


Африка. 1907. Холст, масло. 40 х 56.
Слева внизу - надпись: Afrigue 1907 монограмма: KPV.
Поступление. Приобр. в 1944 у Ю.Б.Данцигера.
Инв. 27283 ГТГ

В 1907 году К.С.Петров-Водкин совершил поездку в Северную Африку, откуда он привез много пейзажей и эскизов жанровых сцен, повествующих о быте жителей Туниса, Бискры, Константины и других мест, где довелось побывать художнику. Все эти работы свидетельствуют о поиске молодым живописцем своего художественного стиля. Петров-Водкин позже описал полное приключений и встреч путешествие в "Пространстве Эвклида" (Л., 1932), в письмах к матери и жене (М., 1991), а также в поэтической повести "Поездка в Африку" 1910 года. "Помню, маленьким мечтал я об этой Африке, но я уже другой, уже закончились сказки. И вот среди этих чудес застываешь и молишься. Кому-то неведомому рождается великая благодарность и восторг... ...таким слабеньким себя чувствуешь, чтоб выразить хоть одну чуточку этой вечной красоты, рожденной под раскаленным солнцем".
(Из письма к А.П.Петровой-Водкиной от 6/19 апреля 1907; цит. по изд.: К.С.Петров-Водкин: Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991. С. 96).


ПЕТРОВИЧЕВ (Кузьмичев) Петр Иванович
1874, с. Высоконо Ярославской губ. - 1947, Москва

Учился в Москве в МУЖВЗ (1892-1902) у А.Е.Архипова, Н.Л.Касаткина, И.И.Левитана, А.М.Васнецова. С 1892 жил в Москве. Неоднократно совершал поездки по древним русским городам - в Ростов, Ярославль, Кострому, Нижний 11овгород и другие. В 1926 посетил Крым, в 1936 - Донбасс, Мариуполь, Среднюю А.чию. Преподавал в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1937-1943). ЧленТПХВ(с 1906), СРХ (с 1910), объединения "Изограф" (с 1917).

Участие в выставках: МОЛХ (1890-1901, 1909); ТПХВ (1901, 1902, 1904-1912); "Мир искусства" (1902, 1903); СРХ (1904-1923); ОХР (1927, 1928).
Персональные выставки: 1917, 1939, 1946, 1965, 1978, 1989 - Москва.


Март. 1917-1919.Холст, масло. 70 х 78.
На обороте - подпись и дата: Петровичевъ 1917 г, надпись и дата: "Мартъ" С.В. 1917 г.
Поступление. В 1983 от МК СССР.
Инв. ЖС-2009 ГТГ

"Добиваясь глубокого и целостного образа, он обычно показывает обширные и импозантные ансамбли, панорамные виды городов. Особенно привлекали его те мотивы, где по воле древних строителей прекрасная архитектура срослась с окрестной природой, с широкой рекой или озером, с холмами и лесными далями. Эти полотна, воспевающие драгоценные реликвии Древней Руси, - плод верной, искренней любви и многолетнего наблюдения".
(А.Г.Ромм; цит. по изд.: Отзывы художников и историков искусства о творчестве П.И.Петровичева // Художник Петр Иванович Петровичев. 1874-1947: Сборник материалов и каталог выставки / Авт. вступит, ст., сост. сборника и каталога В.П.Лашпин. М., 1988. С. 162).


САВИНОВ Александр Иванович
1881, Саратов - 1942, Ленинград

Первоначальное художественное образование получил в Боголюбском рисовальном училище (1897-1901) под руководством В.В.Коновалова и Г.С.Баракки. В 1901 поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; одновременно учился в ВХУ при АХ (1901-1908) у Я.Ф.Циоглинского, И.И.Творожникова, Д.Н.Кардовского. Занимался в Париже в академии Ф.Коларосси (1906). В 1909-1911 работал в Италии. В эти же годы посетил Константинополь, Смирну, Афины. В 1912 совершил поездку в Ферапонтов, Новгород и Ярославль для изучения фресковой живописи. С 1917 жил в Саратове, в 1922 переехал в Петроград. Преподавал в Петрограде-Ленинграде в Вхутемасе-ЛИНЖАС (1922-1937, 1940-1941); собственной частной мастерской (1926-1927). Член СРХ (с 1910), объединения "Мир искусства" (с 1917).

Участие в выставках: НОХ(1906, 1907, 1910); СРХ (1910-1912); "Мир искусства" (1917); "16-ти художников" (1922).
Персональные выставки: 1939, 1955-1956-Ленинград; 1956-1957 Саратов; 1972, 1985 - Ленинград.


Крестьянский мальчик под яблоней. 1907. Холст, масло. 138 х 88.
Слева внизу подпись: Савиновъ надпись и дата: Серпухов 1907 г
Поступление. Приобр. в 1990 у Н.Г.Савиновой, внучки художника, Ленинград.
Инв. Ж-1391 ГТГ

О А.И.Савинове, постоянном участнике выставок "Союза", писали в своих обзорах художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга многие критики. В картине "Крестьянский мальчик под яблоней" реальный мотив преподносится как волшебное видение, по-импрессионистически светлое и радостное. Как отмечал Константин Сюннерберг в статье 1906 года, в картинах и этюдах Савинова "чувствуется просто и непосредственно воспринятый мир - мир, преломленный сквозь человеческую индивидуальность и одетый со всей искренностью художественной полубессознательной лжи в ризы красоты". (Цит. по изд.: Сюншрверг К. Художественная жизнь Петербурга // Золотое руно. 1906. № 6-9. С. 101).


САПУНОВ Николай Николаевич
1880, Москва - 1912, Териоки близ Санкт-Петербурга

Учился в Москве в МУЖВЗ (1893-1904) у А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина; в Санкт-Петербурге в ВХУ при ИАХ (1904-1911) у А.А.Киселева. В конце 1890-х путешествовал по городам Московской губернии. В 1902 посетил Италию, Германию, Австрию, Польшу. В 1902-1906 оформил ряд спектаклей в Москве в театре "Эрмитаж", в Театре-студии на Поварской, в Санкт-Петербурге в театре В.Ф.Комиссаржевской. Член объединения "Голубая роза" (1907), СРХ (с 1908).

Участие в выставках: ТПХВ (1900); "Мир искусства" (1902, 1906, 1911, 1912); "Голубая роза" (1907); "Стефанос (Венок)" (1907); СРХ (1907-1908, 1908, 1908-1909, 1909, 1910, 1914).
Персональные выставки: 1914, 1963-Москва.


Пионы. 1908. Холст, темпера. 107 х 98.
Справа вверху подпись и дата: Н. Сапунов Годъ 908.
Собрания, владельцы. И.А.Морозов, Москва; ГМНЗИ.
Поступление. В 1925 из ГМНЗИ.
Инв. 5965 ГТГ

В 1900-х годах Н.Н.Сапунов создал несколько новаторских по своему композиционному строю и технике исполнения натюрмортов с цветами, и среди них - "Пионы" 1908 года. В этой работе художник тонко разрабатывает каждую деталь, создавая при этом ощущение легкости и прозрачности целого. "Не налагать свою волю на поверхность вещей - есть высший завет художника, но прозревать и благовествовать сокровенную волю сущностей... он изощрит зрение и научится понимать смысл форм", - так определил вектор развития современного ему искусства Вяч. Иванов, один из главных идеологов символистского направления в русской поэзии рубежа веков. (Цит. по изд.: Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. С. 250).
Именно поэты-символисты тонко чувствовали глубину и "многослойность" живописи Сапунова, оставляющей простор для различных интерпретаций.
Картина "Пионы" выставлялась на VI выставке СРХ (1908-1909).


СЕРОВ Валентин Александрович
1865, Санкт-Петербург -1911, Москва

В 1873-1874 в Мюнхене учился у К.Кеппинга; в 1874-1875 в Париже брал уроки у И.Е.Репина; в 1876-1878 в Киеве занимался в рисовальной школе Н.Н.Мурашко. В 1878-1880 в Москве брал уроки у И.К.Репина. Учился в Санкт-Петербурге в ИАХ (1880-1886, до 1882 - и качестве вольнослушателя) у П.П.Чистякова. В 1886 в Москве посещал рисовальные вечера в доме В.Д.Поленова. Учился в Париже в академии Ф.Коларосси (1909). В 1875 жил в усадьбе С.И.Мамонтова Абрамцево под Москвой, участвуя в художественной жизни Абрамцевского кружка. С начала 1880-х неоднократно путешествовал по Кавказу и Крыму. В 1885 побывал в Голландии и Бельгии. В 1887 совершил поездку по Италии. В 1894 отправился в путешествие по городам Русского Севера, а затем по Белому и Норвежскому морям, посетил Новую Землю, Норвегию. В 1907 побывал в Греции. С 1886 - художник Русской частной оперы С.И.Мамонтова, работал в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и в антрепризе С.П.Дягилева "Русские сезоны" в Париже. Преподавал в Москве в МУЖВЗ (1897-1909). Академик ИАХ (1898). Член ТПХВ (с 1894), МОЛХ (с 1894), объединения "Мир искусства" (с 1900), СРХ (с 1903).

Участие в выставках: МОЛХ (1889-1897); ТПХВ (1890, 1893-1899); русских и финляндских художников (1898); "Мир искусства" (1899-1903, 1906, 1911); "36-ти художников" (1901, 1902); СРХ (1904-1909).
Персональные выставки: 1914 Москва; 1935 Москва, Ленинград; 1946, 1953, 1958-1959 - Москва; 1959 Киев; 1965 Москва, Ленинград; 1990 Минск; 1991 Москва, Ленинград; 1992 Нижний Новгород.


Портрет П.И.Харитоненко. 1901. Холст, масло. 57 х 55.
Слева подпись и дата: Серовъ 901.
Собрания, владельцы. М.П.Рябушинский, Москва.
Поступление. В 1930 от Народного комиссариата иностранных дел.
Инв. 15696 ГТГ

Павел Иванович Харитоненко (1852-1914) - сахарозаводчик, коллекционер, владелец значительного собрания картин и икон, почетный член ИАХ. Князь С.А.Щербатов вспоминал: "Я довольно часто бывал у него в его роскошном особняке за Москвой-рекой, где все было на широкую ногу, добротно..."
(Цит. по изд.: Памятники отечества. Меценаты и коллекционеры. М., 1994. №1-2. С. 13).
В коллекции Харитоненко были полотна И.Н.Крамского "Неизвестная", И.К.Айвазовского "Бурное море", В.Л.Боровиковского "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", А.М.Васнецова "Лесная тропинка", работы О.А.Кипренского, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, И.И.Шишкина. Все они находятся ныне в собрании Третьяковской галереи. Художники-современники высоко ценили его коллекцию и нередко дарили ему свои произведения.


СОМОВ Константин Алексеевич
1869, Санкт-Петербург - 1939, Париж

Учился в Санкт-Петербурге в ИАХ (1888-1897) у К.Б.Венига, В.П.Верещагина, П.П.Чистякова, Б.П.Виллевальде, И.Е.Репина. Занимался в Париже в академии Ф.Коларосси (1897-1899). В 1890-1900-х часто путешествовал по Европе. В 1898 стал одним из учредителей журнала "Мир искусства". Академик ИАХ (с 1914). Преподавал в Петрограде в ПГСХМ(1918). В 1923 уехал в Нью-Йорк. С 1924 жил в Париже. Один из организаторов объединения "Мир искусства" (с 1900), член СРХ (с 1903).

Участие в выставках: "Мир искусства" (1899, 1900-1903, 1906, 1911-1912, 1915, 1917, 1922); "36-ти художников" (1902); СРХ (1903-1910).
Персональные выставки: 1903 Санкт-Петербург; 1903 Берлин, Гамбург; 1904 Лейпциг; 1905 Вена; 1924 Париж; 1930 Лондон; 1969 Ленинград, Москва; 1970 Киев.


Портрет Н.Ф.Обер.1896. Холст, масло. 105 х 68,5.
Справа внизу подпись: К.Сомовъ 96
Собрания, владельцы. В.О.Гиршман, Москва.
Поступление. В 1927 из ГМФ.
Инв. 9176 ГТГ

Портрет Натальи Францевны Обер, урожденной Вебер, жены скульптора-анималиста А.Л.Обера, был исполнен К. А. Сомовым летом 1896 в своем имении Мартышкино, где гостили в то время Оберы. Это произведение хранит на себе явный отпечаток репинского влияния, но в то же время "связано своими корнями с современной русской живописью, с ее устремлениями к пленэру, к чистым краскам, воздуху, солнцу...". (Цит. по изд.: Пружан И.К. Сомов. М., 1972. С. 18).
Картина экспонировалась на I выставке СРХ в 1903-1904 годах.


ТАРХОВ Николай Александрович
1871, Москва - 1930, Орсэ близ Парижа

Занимался в Москве в частной мастерской К.А.Коровина (1897). В 1897 совершил путешествие по Волге, Кавказу, в Самарканд. В 1898 посетил Париж. В 1899 поселился в Париже; занимался в академиях Ж.П.Лоранса, Л.О.Мерсона. С конца 1910 жил в Орсэ. Член СРХ (1903-1910), объединения "Мир искусства" (1910-1921), Осеннего салона (1907, Париж).

Участие в выставках: "36-ти художников" (1902); СРХ (1903-1910); Осенний салон (1904-1908, 1910, 1911, 1913, 1920, 1921, 1923-1926, 1929, Париж); "Мир искусства" (1906, 1911-1913).
Персональные выставки: 1906, 1909-Париж; 1910 Санкт-Петербург; 1930 Париж; 1980 Женева; 1983 Москва, Ленинград; 1986 Клермон-Ферран; 1989 Нью-Йорк.


Рынок в предместье Парижа. 1907. Холст, масло. 112 х 76.
Справа внизу подпись: N. Tarkhoff
На подрамнике - надпись: аu marche populaire подпись и дата: N.Tarkhoff 7. надпись: Rue Belloni Paris
Поступление. Приобр. в 1910 Советом галереи у автора.
Инв. 3737 ГТГ

"Картины Тархова нисколько не "литературны". Он просто пишет то, что видит, - с воодушевленной настойчивостью, никогда не находя достаточно выраженной правду знакомого зрелища, не боясь повторений: ведь природа не повторяется". (Цит. по изд.: Маковский С. Страницы художественной критики. СПб., 1913. С. 131).
На холстах Тархова - бульвары, набережные, площади Парижа, с их хаотическим движением, красочными мельканиями и переменами света, уличная жизнь огромного, чужого, красивого города, в котором иностранец чувствует себя потерянным и влюбленным.
"...Пейзажи Тархова, в большинстве случаев, - откровенный и радостный пленэр, с рисунком донельзя упрощенным, едва намечающим очертания, линейные границы предметов и фигур. Иногда они кажутся мерцающей мозаикой, в которой только угадываются реальности изображения (например, "Рынок в предместье" или "Сноповязалка"). В этих работах Тархов - убежденный импрессионист, закрепляющий на холсте, густыми, словно вибрирующими мазками красочные мимолетности мира". (Цит. по изд.: Маковский С. Страницы художественной критики. СПб., 1913. С. 132-134).


ТУРЖАНСКИЙ Леонард (Леонид) Викторович
1875, Екатеринбург -1945, Москва

Учился в Санкт-Петербурге в частной студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1895) и одновременно в ЦУТР; продолжил образование в Москве в Строгановском училище (1896-1897); МУЖВЗ (1898-1907) у А.М.Васнецова, А.С.Степанова, В.А.Серова, К.А.Коровина. В 1903-1905 совершил поездки на Русский Север. В 1919-1920 жил в Екатеринбурге; преподавал в Екатеринбургской художественной школе. В 1920-1941 жил в Москве, в 1941-1942 - на Северном Кавказе, с 1943 - снова в Москве. Член СРХ (с 1910), ТПХВ (1911-1912), член и организатор ОХР (с 1927).

Участие в выставках: СРХ (1904-1917, 1922, 1923); ТПХВ (1906-1912); АХРР (1926); ОХР (1927, 1928).
Персональные выставки: 1937, 1941 - Москва; 1946 Свердловск; 1965 Минск; 1975 Москва.


Весенний вечер. 1932. Картон, масло. 29 х 51.
Справа внизу подпись и дата: Л. Туржанcк На обороте - надпись: "Весенний вечеръ" подпись и дата: (Л Туржанcкий) 1932 (цифры не разборчиво).
Поступление. Дар в 1960 И.М.Саркизова-Серазини, Москва.
Инв. ЖС-172 ГТГ


Пейзаж. Зимой. Холст, масло. 53,2 х 115,8.
Слева внизу подпись: Л. Тур (далее неразборчиво)
Поступление. В 1971 от Управления по эксплуатации административных зданий Мосгорисполкома, Москва
Инв. Ж-678 ГТГ

Дочь художника И.Л. Туржанская вспоминала: "Писать он любил пастозно. Даже маленькие этюды им написаны, мастихином, но это не мешало ему, наряду с широкой плотной живописью, тщательно прописывать отдельные места колонковой кистью. Кистью он писал, кистью и рисовал.
Предпочитал писать на "тянущей" основе. Выписывал себе шведский картон (прессованный, типа папье-маше) и писал без растворителей, составляя цветовые отношения на палитре мастихином и быстро раскладывал их на картоне, добиваясь плотной живописи.
Затем в чистые тональные отношения вводил нужные тона, кистью добавляя масло с лаком. Прописка кистью давала возможность уточнить рисунок и акцентировать теневые и световые места. Высохшая картина покрывалась лаком, но не всегда. Работы зачастую оставались матовыми".
(Цит. по изд.: Леонард Викторович Туржанский. 1875-1945: Сборник материалов и каталог выставки / Авт. вступит, ст., сост. сборника и каталога В.П-Лапшин. М., 1978. С. 64).


ЮОН Константин Федорович
1875, Москва - 1958, Москва

Учился в Москве в МУЖВЗ (1894-1900) у К.А.Савицкого, Н.А.Касаткина, А.М.Корина, В.А.Серова. В 1900-х совершил поездку по древним русским городам - Ростову, Пскову, Новгороду, Угличу. В 1899-1900 побывал в Италии, Австрии, Швейцарии, в 1905 - в Германии, Франции. Оформлял спектакли антрепризы С.П.Дягилева "Русские сезоны" в Париже; в 1930-е работал для МХАТ, Большого и Малого театров в Москве; в 1945-1947 - главный художник Малого театра. Совместно с И.О.Дудиным руководил художественной школой в Москве (1900-1917). Преподавал в Ленинграде в ВАХ (1934-1935); профессор МГХИ в Москве (1952-1955). Директор НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР (1948-1950). Действительный член АХ СССР (1947).
Народный художник СССР (1950). Член СРХ (1904-1923; входил в состав комитета с 1904), АХРР (с 1925).

Участие в выставках: ТПХВ (1900); СРХ (1902-1923); "36-ти художников" (1902); "Мир искусства" (1903, 1906); АХРР (1923, 1925-1928).
Персональные выставки: 1926, 1931, 1944, 1950, 1968, 1976 - Москва.


Сельский праздник. Тверская губерния. 1910. Холст, масло. 70 х 88.
Слева внизу подпись: К.Юонъ.
Поступление. Приобр. в 1911 Советом галереи у автора.
Инв. 3821. ГТГ

Картина написана в селе Петровском Тверской губернии. Она открывает цикл произведений, в которых К. Ф.Юон одним из первых в русском искусстве доносит до зрителя многокрасочность, музыку народного праздника. "Основой его художнических исканий был народный фольклор в широком смысле этого слова. Через фольклорные образы он воспринимал и жизнь самой России, ее прошлое и будущее".
(Цит. по изд.: Третьяковы. К.Ф.Юон. М., 1957. С. 42).
Юон вспоминал о своем впечатлении от поездки по старинным волжским городам: "Мне хотелось писать эти картины, как песни".
(Цит. по изд.: Третьяков Н. К.Ф.Юон. М., 1957. С. 38).
Живой, неподдельный интерес художника к народной культуре связывает его произведения с творческими поисками других мастеров "Союза" - С.И.Иванова и А.П.Рябушкина.
Картина "Сельский праздник. Тверская губерния" экспонировалась на VIII выставке СРХ в 1910-1911 годах.


День Благовещения. 1922. Холст, масло. 73 х 101.
Справа внизу подпись: К. Юонъ
Поступление. Приобр. в 1927 у автора.
Инв. 10347 ГТГ

"Красочное богатство русской старины в лучах живого солнца ив окружении живой жизни давало возможность отойти от монотонной гаммы обычной... пейзажной живописи, давало простор в применении любимых мною... полноцветных, цельных тонов...
Полюбившиеся... импрессионистские проблемы движения, действия, улицы, движущейся толпы... глубины воздуха, пространства... воздействия света на цвет... - весь цикл современных интересов теснейшим образом связан с... моими текущими работами..."
(Цит. по изд.: Юон К. Автобиография. М., 1926. С. 41-42).


E-mail