Обошлось без сенсаций

Итак, подведем итоги аукциона Christie's. На этот раз, как впрочем и в большинстве случаев, торги обошлись без сенсационных продаж или рекордов. Из приведенного списка самых интересных лотов 11 превысили эстимейт, 4 не дотянули даже до нижней границы эстимейта, а 10 вообще не были проданы. Причем, не проданы самые дорогие лоты аукциона: "Сидящий мужчина с ружьем" Пабло Пикассо (эстимейт 5'000'000 - 7'000'000), "Срипка и газета" Хуана Гриса (эстимейт 3'500'000 - 4'500'000) и "Испанская танцовщица" Пабло Пикассо (эстимейт 3'000'000 - 4'000'000). А общий итог совсем неплох - 92'793'600 GBP (~182'000'000 USD). Такой же приблизительно результатбыл на Christie's в мае 2006

О моем любимом "Дуремаре" ("Женщина в шляпе (Портрет Доры Маар)"): ушла с хорошим превышением эстимейта (за 5'732'500 GBP при эстимейте 2'500'000-3'500'000 GBP), но цена далеко не рекордная. Впрочем за "Дору Маар" без кошки цена неплохая. Татьяна, жена моя, все время удивляется: за что же Пабло так не любил Дору, и даже выразила предположение, что эти картины написаны на кануне их разрыва. Нет, я проверил, Пабло "любил" Дору достаточно ровно. По крайней мере и в 1938 и в 1941.

Что удивительно, два Пикассо аообще не проданы, в том числе и самая дорогая картина аукциона "Сидящий мужчина с ружьем" (эстимейт 5'000'000-7'000'000). Обычно за таких Пикассо разворачиваются настоящие сражения.

Импрессионисты "выступили" так: Клод Моне средне - три лота посередине эстимейта. Дега по нижней границе, два Писсарро по нижней границе, Матисс по нижней границе, а Поль Синяьк не дотянул и до нижней границы.

Русские "выступили" неровно: Явленский - один лот с превышением эстимейта, один в эстимейте, один ниже и два вообще не проданы, Шагал - один в эстимейте, один не продан, Василию Кандинскому не хватило 67'000 до превышения эстимейта (2'932'500 при эстимейте 2'000'000-3'000'000) - неплохо.

А более подробно результы торгов можно посмотреть в таблице:

Лот

Автор

Название

Estimate

Цена продажи, GBP

3

Камиль Писсарро

Дорога в Лувесьенне

350'000 - 550'000

468,500

4

Алексей Явленский

Девочка с красным бантом

1'800'000 - 2'500'000

2,932,500

5

Кес ван Донген

L'Ouled Nail

2'000'000 - 3'000'000

5,620,500

6

Алексей Явленский

Елена

1'700'000 - 2'500'000

1,588,500

7

Кес ван Донген

Анита с цветами

1'200'000 - 1'800'000

916,500

12

Клод Моне

Пихтовая аллея в Варенжвилле

1'000'000 - 1'500'000

1,476,500

13

Эдгар Дега

Сцена балета

2'000'000 - 3'000'000

2,148,500

14

Берта Моризо

В шезлонге

600'000 - 900'000

не продан

15

Камиль Писсарро

Груши в цвету, Эраньи

1'000'000 - 1'500'000

1,028,500

16

Камиль Писсарро

Статуя Генриха IV, утро, солнечно

1'500'000 - 2'500'000

1,588,500

19

Гюстав Кайботт

Портрет Жоржа Рома

1'000'000 - 1'500'000

не продан

20

Винсет ван Гог

Нищий в цилиндре, пьющий чашку кофе

400'000 - 600'000

468,500

21

Жорж Брак

Пейзаж в Провансе, Эстак

800'000 - 1'200'000

1,252,500

22

Алексей Явленский

Мурно

700'000 - 1'000'000

748,500

23

Морис Вламинк

Деревня

800'000 - 1'200'000

не продан

24

Пабло Пикассо

Испанская танцовщица

3'000'000 - 4'000'000

не продан

27

Василий Кандинский

Осенний пейзаж с деревом

2'000'000 - 3'000'000

2,932,500

33

Макс Бекманн

Морской пейзаж с воздушным шаром

800'000 - 1'200'000

1,364,500

37

Алексей Явленский

Девочка с голубыми глазами и темными губами

900'000 - 1'100'000

не продан

39

Пабло Пикассо

Женщина в шляпе

2'500'000 - 3'500'000

5,732,500

41

Пабло Пикассо

Сидящий мужчина с ружьем

5'000'000 - 7'000'000

не продан

43

Хуан Грис

Скрипка и газета

3'500'000 - 4'500'000

не продан

45

Пабло Пикассо

Студия

1'300'000 - 1'800'000

1,588,500

47

Анри Матисс

Интерьер в Ницце

2'800'000 - 3'500'000

3,156,500

50

Пабло Пикассо

Пейзаж в Кормей-ен-Паризи

800'000 - 1'200'000

580,500

53

Пьет Мондриан

Композиция с желтым и красным

1'300'000 - 1'800'000

2,148,500

60

Эгон Шиле

Liegende Frau mit roter Hose und stehender weiblicher Akt
(что-то вроде: Лежащая на боку женщина в красных штанах
и стоящая в лесбийском акте)

2'000'000 - 3'000'000

2,484,500

61

Эгон Шиле

Стоящий мужчина (на лицевой стороне), любовники (на обороте)

1'500'000 - 2'000'000

1,700,500

62

Эгон Шиле

Мать и ребенок

1'500'000 - 2'000'000

2,932,500

67

Алексей Явленский

Кокотка

800'000 - 1'200'000

не продан

69

Эдвард Мунк

Купание

1'500'000 - 2'000'000

2,484,500

70

Эдгар Дега

Прихорашивающаяся женщина, записка

1'400'000 - 1'800'000

2,148,500

71

Клод Моне

Йерес близ Монжерона

1'200'000 - 1'800'000

1,476,500

72

Альфред Сислей

Вид Море

400'000 - 600'000

446,100

74

Поль Синьяк

Мост искусств (Париж)

3'500'000 - 4'500'000

3,044,500

75

Камиль Писсарро

Эффект тумана

400'000 - 600'000

не продан

76

Клод Моне

Первиль

800'000 - 1'200'000

916,500

88

Кес ван Донген

Венис II, манто из лебяжьего пуха

1'000'000 - 1'500'000

1,588,500

89

Марк Шагал

Семья рыбака

700'000 - 900'000

748,500

92

Марк Шагал

Молодожены на берегу Сены

900'000 - 1'100'000

не продан

93

Карл Шмидт-Роттлуф

Церемония сватовства (Три купающихся женщины)

1'000'000 - 1'500'000

3,044,500



Ну и в дополнение к этим сведениям публикую заметку из Правда.РУ от 05.02.2007.

Пикассо разрезвился на аукционах

05.02.2008 13:21 | Правда.РУ

На торгах лондонского аукционного дома Christie's "Импрессионисты и современное искусство" было установлено семь мировых рекордов. За максимальную сумму - ?5,7 млн. - ушла с молотка картина Пабло Пикассо "Женщина в шляпе", которую приобрел неизвестный покупатель. При жизни Пикассо стал знаменитостью и, будучи человеком прижимистым, относительно состоятельным художником. Однако палат каменных своим трудом не нажил. Зато теперь настоящий бум на его творения.

Художественный авангард начала ХХ века вдохновлялся словами немецкого философа Макса Штирнера: "Я ничто не в смысле пустоты. Я творческое ничто, то, из которого я сам как творец все создам". Роль такого демиурга взял на себя один из самых именитых мастеров кисти испанец Пикассо. Перебравшись в тогдашнюю Мекку художников, в Париж, скверно говоривший по-французски Пабло, пристально следил за творчеством своего конкурента Матисса. Поселившись недалеко от площади Пигаль, на бульваре Клиши, Пикассо почувствовал, как им овладела страсть к коллекционированию.

Свое хобби он удовлетворить не мог из-за недостатка средств. Кроме того, Пабло не отличался изысканным вкусом. "И он гордится этим, считая наличие вкуса буржуазным пережитком", - пишет его биограф Анри Жидель. "И в самом деле, он предпочитает все необычное, диковинное, причудливое, нестандартное, отступающее от нормы и ... бесполезное. Зачем, например, ему маленький орган красного дерева?" - задается вопросом исследователь, подчеркивая, что ни Пабло, ни его жена совсем не умели играть.

"Потому что он красив? Вовсе нет. А потому, что обладает удивительной особенностью - всякий раз, когда нажимаешь на клавишу, из мехов органа исходит резкий запах ладана", - утверждает Анри Жидель. Был ли собиратель всяческого хлама, который он усердно скупал на барахолках, больным человеком?

Современный голландский врач-невролог Мишель Феррари утверждает, что уникальная манера живописи Пабло Пикассо связана с тем, что великий художник страдал мигренями, которые причудливо искажали его зрение. Картины Пикассо с самого начала его творческого пути, с так называемого "голубого" и "кубистского" периодов, выглядели необычно. Но с конца 30-х годов его манера подверглась радикальным изменениям.

Начиная с картин "Рыдающая женщина" и "Женщина в шляпе", Пикассо впервые "разложил" человеческие лица на вертикальные полосы, так что один глаз оказывался выше другого, и все части лица выглядят непропорциональными и искаженными. По словам доктора Феррари, пациенты, страдающие от мигреней, жаловались ему, что человеческие лица казались им разбитыми на вертикальные полосы. Однако Пикассо никогда не жаловался на мигрени. Известна его фраза: "Я рисую формы так, как я о них думаю, а не так, как я вижу".

В то время, когда Пикассо не имея французского гражданства, жил на птичьих правах в Париже, большинство граждан Республики рассматривали кубизм как затею, направляемую немцами против здоровой французской живописи. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что одним из продюсеров парижской выставки актуального искусства 40-х годов, на которой демонстрировались полотна Пикассо и Шагала, была знаменитая Эльза Скьяпарелли. В ее модном бутике на Вандомской площади собирались высшие чины вермахта, а сама мадам сотрудничала с марионеточным режимом Виши.

Черпал ли Пикассо свое художественное видение в формах древнего африканского искусства или был пациентом неврологической клиники - вопрос второстепенный. А вот тот непреложный факт, когда между реальностью и сознанием начинает проявляться искаженное восприятие, рекламный плакат или видеоролик, знаменитый ученый Хeйзинга связывал с ослаблением способности суждения. Такого качества, по всей видимости, лишены "любители прекрасного", готовые выложить баснословные деньжищи за сомнительный шедевр.




E-mail