Итак, подведем итоги аукциона Christie's. На этот раз, как впрочем и в большинстве случаев,
торги обошлись без сенсационных продаж или рекордов. Из приведенного списка самых интересных
лотов 11 превысили эстимейт, 4 не дотянули даже до нижней границы эстимейта, а 10
вообще не были проданы. Причем, не проданы самые дорогие лоты аукциона: "Сидящий мужчина
с ружьем" Пабло Пикассо (эстимейт 5'000'000 - 7'000'000), "Срипка и газета" Хуана Гриса
(эстимейт 3'500'000 - 4'500'000) и "Испанская танцовщица" Пабло Пикассо (эстимейт 3'000'000 - 4'000'000).
А общий итог совсем неплох - 92'793'600 GBP (~182'000'000 USD). Такой же приблизительно
результатбыл на Christie's в мае 2006
О моем любимом "Дуремаре" ("Женщина в шляпе (Портрет Доры Маар)"): ушла с хорошим
превышением эстимейта (за 5'732'500 GBP при эстимейте 2'500'000-3'500'000 GBP),
но цена далеко не рекордная. Впрочем за "Дору Маар" без кошки
цена неплохая. Татьяна, жена моя, все время удивляется: за что же Пабло так не любил Дору,
и даже выразила предположение, что эти картины написаны на кануне их разрыва. Нет, я проверил,
Пабло "любил" Дору достаточно ровно. По крайней мере и в 1938 и в 1941.
Что удивительно, два Пикассо аообще не проданы, в том числе и самая дорогая картина
аукциона "Сидящий мужчина с ружьем" (эстимейт 5'000'000-7'000'000). Обычно за таких
Пикассо разворачиваются настоящие сражения.
Импрессионисты "выступили" так: Клод Моне средне - три лота посередине эстимейта.
Дега по нижней границе, два Писсарро по нижней границе, Матисс по нижней границе,
а Поль Синяьк не дотянул и до нижней границы.
Русские "выступили" неровно: Явленский - один лот с превышением эстимейта, один в эстимейте, один
ниже и два вообще не проданы, Шагал - один в эстимейте, один не продан, Василию Кандинскому
не хватило 67'000 до превышения эстимейта (2'932'500 при эстимейте 2'000'000-3'000'000)
- неплохо.
А более подробно результы торгов можно посмотреть в таблице:
Лот
|
Автор
|
Название
|
Estimate
|
Цена продажи, GBP
|
3
|
Камиль Писсарро
|
Дорога в Лувесьенне
|
350'000 - 550'000
|
468,500
|
4
|
Алексей Явленский
|
Девочка с красным бантом
|
1'800'000 - 2'500'000
|
2,932,500
|
5
|
Кес ван Донген
|
L'Ouled Nail
|
2'000'000 - 3'000'000
|
5,620,500
|
6
|
Алексей Явленский
|
Елена
|
1'700'000 - 2'500'000
|
1,588,500
|
7
|
Кес ван Донген
|
Анита с цветами
|
1'200'000 - 1'800'000
|
916,500
|
12
|
Клод Моне
|
Пихтовая аллея в Варенжвилле
|
1'000'000 - 1'500'000
|
1,476,500
|
13
|
Эдгар Дега
|
Сцена балета
|
2'000'000 - 3'000'000
|
2,148,500
|
14
|
Берта Моризо
|
В шезлонге
|
600'000 - 900'000
|
не продан
|
15
|
Камиль Писсарро
|
Груши в цвету, Эраньи
|
1'000'000 - 1'500'000
|
1,028,500
|
16
|
Камиль Писсарро
|
Статуя Генриха IV, утро, солнечно
|
1'500'000 - 2'500'000
|
1,588,500
|
19
|
Гюстав Кайботт
|
Портрет Жоржа Рома
|
1'000'000 - 1'500'000
|
не продан
|
20
|
Винсет ван Гог
|
Нищий в цилиндре, пьющий чашку кофе
|
400'000 - 600'000
|
468,500
|
21
|
Жорж Брак
|
Пейзаж в Провансе, Эстак
|
800'000 - 1'200'000
|
1,252,500
|
22
|
Алексей Явленский
|
Мурно
|
700'000 - 1'000'000
|
748,500
|
23
|
Морис Вламинк
|
Деревня
|
800'000 - 1'200'000
|
не продан
|
24
|
Пабло Пикассо
|
Испанская танцовщица
|
3'000'000 - 4'000'000
|
не продан
|
27
|
Василий Кандинский
|
Осенний пейзаж с деревом
|
2'000'000 - 3'000'000
|
2,932,500
|
33
|
Макс Бекманн
|
Морской пейзаж с воздушным шаром
|
800'000 - 1'200'000
|
1,364,500
|
37
|
Алексей Явленский
|
Девочка с голубыми глазами и темными губами
|
900'000 - 1'100'000
|
не продан
|
39
|
Пабло Пикассо
|
Женщина в шляпе
|
2'500'000 - 3'500'000
|
5,732,500
|
41
|
Пабло Пикассо
|
Сидящий мужчина с ружьем
|
5'000'000 - 7'000'000
|
не продан
|
43
|
Хуан Грис
|
Скрипка и газета
|
3'500'000 - 4'500'000
|
не продан
|
45
|
Пабло Пикассо
|
Студия
|
1'300'000 - 1'800'000
|
1,588,500
|
47
|
Анри Матисс
|
Интерьер в Ницце
|
2'800'000 - 3'500'000
|
3,156,500
|
50
|
Пабло Пикассо
|
Пейзаж в Кормей-ен-Паризи
|
800'000 - 1'200'000
|
580,500
|
53
|
Пьет Мондриан
|
Композиция с желтым и красным
|
1'300'000 - 1'800'000
|
2,148,500
|
60
|
Эгон Шиле
|
Liegende Frau mit roter Hose und stehender weiblicher Akt
(что-то вроде: Лежащая на боку женщина в красных штанах
и стоящая в лесбийском акте)
|
2'000'000 - 3'000'000
|
2,484,500
|
61
|
Эгон Шиле
|
Стоящий мужчина (на лицевой стороне), любовники (на обороте)
|
1'500'000 - 2'000'000
|
1,700,500
|
62
|
Эгон Шиле
|
Мать и ребенок
|
1'500'000 - 2'000'000
|
2,932,500
|
67
|
Алексей Явленский
|
Кокотка
|
800'000 - 1'200'000
|
не продан
|
69
|
Эдвард Мунк
|
Купание
|
1'500'000 - 2'000'000
|
2,484,500
|
70
|
Эдгар Дега
|
Прихорашивающаяся женщина, записка
|
1'400'000 - 1'800'000
|
2,148,500
|
71
|
Клод Моне
|
Йерес близ Монжерона
|
1'200'000 - 1'800'000
|
1,476,500
|
72
|
Альфред Сислей
|
Вид Море
|
400'000 - 600'000
|
446,100
|
74
|
Поль Синьяк
|
Мост искусств (Париж)
|
3'500'000 - 4'500'000
|
3,044,500
|
75
|
Камиль Писсарро
|
Эффект тумана
|
400'000 - 600'000
|
не продан
|
76
|
Клод Моне
|
Первиль
|
800'000 - 1'200'000
|
916,500
|
88
|
Кес ван Донген
|
Венис II, манто из лебяжьего пуха
|
1'000'000 - 1'500'000
|
1,588,500
|
89
|
Марк Шагал
|
Семья рыбака
|
700'000 - 900'000
|
748,500
|
92
|
Марк Шагал
|
Молодожены на берегу Сены
|
900'000 - 1'100'000
|
не продан
|
93
|
Карл Шмидт-Роттлуф
|
Церемония сватовства (Три купающихся женщины)
|
1'000'000 - 1'500'000
|
3,044,500
|
Ну и в дополнение к этим сведениям публикую заметку из Правда.РУ от 05.02.2007.
Пикассо разрезвился на аукционах
05.02.2008 13:21 | Правда.РУ
На торгах лондонского аукционного дома Christie's "Импрессионисты и современное искусство"
было установлено семь мировых рекордов. За максимальную сумму - ?5,7 млн. - ушла с молотка
картина Пабло Пикассо "Женщина в шляпе", которую приобрел неизвестный покупатель. При жизни
Пикассо стал знаменитостью и, будучи человеком прижимистым, относительно состоятельным
художником. Однако палат каменных своим трудом не нажил. Зато теперь настоящий бум на
его творения.
Художественный авангард начала ХХ века вдохновлялся словами немецкого философа Макса
Штирнера: "Я ничто не в смысле пустоты. Я творческое ничто, то, из которого я сам как
творец все создам". Роль такого демиурга взял на себя один из самых именитых мастеров
кисти испанец Пикассо. Перебравшись в тогдашнюю Мекку художников, в Париж, скверно
говоривший по-французски Пабло, пристально следил за творчеством своего конкурента
Матисса. Поселившись недалеко от площади Пигаль, на бульваре Клиши, Пикассо почувствовал,
как им овладела страсть к коллекционированию.
Свое хобби он удовлетворить не мог из-за недостатка средств. Кроме того, Пабло не отличался
изысканным вкусом. "И он гордится этим, считая наличие вкуса буржуазным пережитком", - пишет
его биограф Анри Жидель. "И в самом деле, он предпочитает все необычное, диковинное, причудливое,
нестандартное, отступающее от нормы и ... бесполезное. Зачем, например, ему маленький орган
красного дерева?" - задается вопросом исследователь, подчеркивая, что ни Пабло, ни его жена
совсем не умели играть.
"Потому что он красив? Вовсе нет. А потому, что обладает удивительной особенностью - всякий
раз, когда нажимаешь на клавишу, из мехов органа исходит резкий запах ладана", - утверждает
Анри Жидель. Был ли собиратель всяческого хлама, который он усердно скупал на барахолках,
больным человеком?
Современный голландский врач-невролог Мишель Феррари утверждает, что уникальная манера
живописи Пабло Пикассо связана с тем, что великий художник страдал мигренями, которые
причудливо искажали его зрение. Картины Пикассо с самого начала его творческого пути,
с так называемого "голубого" и "кубистского" периодов, выглядели необычно. Но с конца
30-х годов его манера подверглась радикальным изменениям.
Начиная с картин "Рыдающая женщина" и "Женщина в шляпе", Пикассо впервые "разложил"
человеческие лица на вертикальные полосы, так что один глаз оказывался выше другого,
и все части лица выглядят непропорциональными и искаженными. По словам доктора Феррари,
пациенты, страдающие от мигреней, жаловались ему, что человеческие лица казались им
разбитыми на вертикальные полосы. Однако Пикассо никогда не жаловался на мигрени. Известна
его фраза: "Я рисую формы так, как я о них думаю, а не так, как я вижу".
В то время, когда Пикассо не имея французского гражданства, жил на птичьих правах в
Париже, большинство граждан Республики рассматривали кубизм как затею, направляемую
немцами против здоровой французской живописи. Косвенным подтверждением этому служит
тот факт, что одним из продюсеров парижской выставки актуального искусства 40-х годов,
на которой демонстрировались полотна Пикассо и Шагала, была знаменитая Эльза Скьяпарелли.
В ее модном бутике на Вандомской площади собирались высшие чины вермахта, а сама мадам
сотрудничала с марионеточным режимом Виши.
Черпал ли Пикассо свое художественное видение в формах древнего африканского искусства
или был пациентом неврологической клиники - вопрос второстепенный. А вот тот непреложный
факт, когда между реальностью и сознанием начинает проявляться искаженное восприятие,
рекламный плакат или видеоролик, знаменитый ученый Хeйзинга связывал с ослаблением способности
суждения. Такого качества, по всей видимости, лишены "любители прекрасного", готовые выложить
баснословные деньжищи за сомнительный шедевр.
|